Список категорий:
Здоровье как образовательный результат
Здоровье как образовательный результат
Работа над проектом ведется в рамках Института Психологии и Педагогики развития и Красноярской городской гимназии "Универс" №1 (младшая ступень). Подробнее о работе проекта в гимназии - в разделе Проект "Здоровье как условие и цель эффективной образовательной практики".
С 2005 года проект получил статус международного. На данном этапе мы сотрудничаем с коллегами из Великобритании, имеющими одни из лучших на Западе разработки в области здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих технологий.
Руководитель проекта: Федоренко Елена Юрьевна (психолог, кандидат психологических наук, заместитель директора Института психологии и педагогики развития СО РАО, доцент кафедры психологии развития Красноярского государственного университета).
Координатор проекта: Карташова Ксения Сергеевна
Борис Иосифович Хасан - доктор психол. наук, профессор, директор ИППР.
Ирина Анатольевна Кухаренко - психолог, научный сотрудник Института психологии и педагогики развития, заведующая методобъединением человековедческих дисциплин Красноярской университетской гимназии "Универс".
Татьяна Ивановна Юстус (Привалихина) - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития КрасГУ.
Проект и его зарубежные партнеры
Проблема сохранения и развития здоровья школьников актуальна во всем мире, однако наибольших успехов в этой сфере достигли наши британские коллеги - команда the Dudley Heallth Promoting Schools Service (г. Дадли) и исследовательский центр Exeter Health Education Unit.
В настоящее время в России сложилась парадоксальная ситуация: проблеме здоровья школьников уделяется много внимания, выпущен ряд методических рекомендаций, пособий и пр. Однако реальная педагогическая практика не меняется, и показатели детского здоровья продолжают ухудшаться. Заболеваемость детей до 14 лет за последние пять лет увеличилась на 21%. Значительно возросло число заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, а также нервно-психических расстройств. Практически здоровыми признаны 33,9 % школьников. В группу риска по развитию хронических патологий и функциональных нарушений попали 51% детей.
В сфере образования закрепилось представление о здоровье только как о совокупности физических показателей, и именно на их улучшение направлены основные усилия, правда, не принесшие пока видимых эффектов. Что касается психического и социального здоровья, то эти показатели даже не обсуждаются, нет критериев и способов их оценки, они не выступают как факторы эффективности работы школы. Между тем, в последнее время все больше внимания и требований обществом предъявляется именно к сохранению и развитию психического и социального здоровья. Во многих регионах инициированы программы здоровья школьников. Но, к сожалению, все эти материалы адресованы в основном околопедагогическому сообществу - врачам, психологам, администраторам, и в меньшей мере - педагогам. Сохранение, а тем более развитие здоровья не является содержанием педагогической практики. Иными словами, для тех, кто больше всего влияет на здоровье, занимаясь образованием и воспитанием, здоровьесбережение воспринимается как дополнительная нагрузка, выполнять которую должны отдельные специалисты. Более того, педагоги по-прежнему преимущественно ориентированы только на интеллектуальные достижения учащихся, оставляя без внимания развитие эмоциональной, конфликтной, коммуникативной компетентности и пр., что составляет основу психического и социального здоровья.
Анализ социологических опросов педагогов и врачей в различных регионах страны показывает, что причина ухудшения здоровья школьников заключается не столько в неблагоприятных условиях жизни, сколько в недостаточном внимании учителей к формированию здоровьесберегающих условий. В частности - нерациональной организации учебно-воспитательного процесса, слабой разработанности здоровьесберегающих основ современных методов обучения и образовательных программ.
Нам известны образцы педагогической практики в Великобритании, в которую включено здоровье ребенка как цель, как обязательный образовательный результат. К сожалению, в России подобный опыт носит индивидуальный характер, и представляется замечательной особенностью отдельных педагогов. Наша задача - сделать это массовой практикой.
На наш взгляд, развитие здоровья в школе предполагает работу школы в трех направлениях:
Первое — создание школьной среды, способствующей развитию здоровья школьников. Это и выполнение санитарно-гигиенических норм (несмотря на всю тривиальность этого тезиса, без наличия достаточного освещения, или удобных парт невозможно говорить не только о развитии, но и о сохранении здоровья), организация качественного питания школьников, оборудование классов и рекреаций с учетом идеи развития детского здоровья. Т.е. все пространство школы должно работать на развитие физического здоровья ребенка.
Второе — это наличие в школе педагогических технологий и техник, органично встроенных в учебный процесс, формирующих и развивающих здоровье учащихся. Эти технологии должны быть понятны и просты в использовании на любом предметном содержании. Мы полагаем, что с помощью этих технологий педагоги осознанно могут формировать у детей психическое здоровье: устойчивость к стрессам, интеллектуальную выносливость, позитивную самооценку и др.
Третье связано с образованием в области здоровья. Речь идет не только о самостоятельном учебном предмете и буквальной трансляции знаний о здоровье (валеология, ОБЖ), а о совместной образовательной деятельности учителей и учеников, например проектной или исследовательской.
Поэтому в рамках данного проекта предполагается разработать педагогические способы развития здоровья в школе. Причем подход к здоровью учащихся должен быть комплексным и раскрывать взаимосвязь биологических, социальных, психологических, мировоззренческих факторов, влияющих на здоровье. Разрабатываемый нами подход мы обозначаем, как холистический (целостный), т.е. тот, который учитывает все сферы здоровья: физическое, психологическое и социальное. Тогда возможно будет выявить новые ресурсы здоровья, появляющиеся у ребенка в процессе школьного обучения, и параметры здоровья, развивающиеся в школе, такие как: стрессоустойчивость, креативность, толерантность, интеллектуальная выносливость, готовность к преодолению препятствий, эмоциональная компетентность и т.п. В рамках такого подхода достижения ребенка в области здоровья становятся целью образовательного процесса. И только в рамках данного подхода мы можем говорить не только о здоровьесберегающих технологиях, но и о здоровьеразвивающих технологиях, которые должны быть использованы в образовании.
В отличие от действующей в настоящее время модели здоровья, в которой полагается, что главная задача образования - минимизировать отрицательное воздействие образования на здоровье учащихся, мы полагаем, что эффективно простроенный учебный процесс может способствовать появлению новых ресурсов у учащихся, связанных со здоровьем.
Внести вклад в модернизацию образования и способствовать преобразованию школ в места достижения здоровья.
Создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях общеобразовательных школ.
- изучение и анализ опыта британских и российских коллег в области сохранения и развития здоровья школьников - психического, физического и социального здоровья;
- выявление критериев детского здоровья в условиях российского образования;
- выявление школьных ресурсов, за счет которых можно улучшать здоровье, добиваться его приращения;
- выработка инструмента оценки приращения здоровья ребенка в школе (причем измерение приращения здоровья не только на физической, но и в психологической и социальной сфере);
- разработка и реализация семинаров и тренингов для педагогов и родителей, обучение их здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим технологиям.
- критерии развития детского здоровья в школьных условиях;
- разработанный и апробированный комплект материалов для оценки деятельности школы в области развития детского здоровья;
- разработанный и апробированный курс для педагогов в области развития здоровья школьников;
- разработанный и апробированный курс для родителей "Возможности семьи и школы в развитии детского здоровья".
Мы считаем, что проект необходим всем, кто имеет какое-либо отношение к образованию: это и ученики, педагоги, администрация учебных заведений, школьные психологи, врачи, и конечно, родители школьников, околошкольное сообщество в целом.
В феврале 2008 года закончена апробация методики The Health Related Behaviour Questionnaire, разработанной британскими коллегами для оценки деятельности школы в области развития здоровья школьников в рамках национальной программы Здоровая школа. Методика представлена в виде трех опросников для детей разного возраста: 7-9 лет, 10-11 лет, 12-15 лет. Опросники содержат несколько тематических блоков связанных с питанием, безопасностью, общением (сверстники, педагоги, родители), самочувствием в школе, самооценкой физических параметров, соматического здоровья. В зависимости от возраста опросники содержат блоки, связанные с сексуальной грамотностью, отношением к алкоголю, наркотикам.
Методика позволяет оценивать ситуацию в школе по выше перечисленным параметрам, кроме того, опросник дает возможность отслеживать в динамике формирование детских установок относительно собственного здоровья, безопасности и формирования здорового образа жизни. На основании полученных данных школа может анализировать собственную деятельность относительно сохранения и развития детского здоровья, а так же в случае необходимости вносить коррективы в организацию школьного пространства и образовательный процесс.