Организационно-деятельностные игры

Форум

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) - особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности. ОДИ - это игры на развитие. В их основе лежит системомыследеятельностый (СМД) подход.

В основе каждой игры обязательно должна быть проблемная ситуация, сложившаяся в той или иной сфере человеческой практики. Проблемная - значит неразрешимая в рамках известных возможностей: актуальных или потенциальных. Если же ситуация может быть разрешена в рамках известных возможностей, известных подходов, то ОДИ не нужна, и могут быть использованы другие методы.

Для решения проблемной ситуации собирается комплексный коллектив участников, в состав которого входят профессионалы из различных сфер деятельности. Это является чрезвычайно важным, так как к любой такой ситуации имеет отношение не одна, а несколько научно-предметных областей.

История ОДИ

Работы по созданию ОДИ проводились коллективом специалистов под руководством Г.П. Щедровицкого на базе Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР. Первая игра состоялась в августе 1979 года. Проблема, решаемая на ней - "Разработка ассортимента товаров народного потребления".

За время с июля 1979 года по сентябрь 1983 года коллектив исследователей, объединившихся вокруг Комиссии по психологии мышления и логике Всесоюзного общества психологов и коллективы сотрудников НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и МОГИФК провели под руководством Г.П. Щедровицкого 29 "больших" игр.

Несмотря на свою молодость, ОД-игры успели хорошо зарекомендовать себя во многих сферах деятельности: при определении перспектив развития высшего образования, разработке долгосрочных программ развития городов, научно-исследовательских институтов, производственных объединений и т.д.

ОДИ со студентами

Психолого-педагогический факультет Красноярского Государственного Университета (ныне - ИППС СФУ) появился в результате ряда ОДИ. Факультет уже был создан, но игры на его строительство продолжались: теперь в них уже принимали участие студенты. Это имело большое значение для того, чтобы люди сами создавали пространство своего образования, а факультет - постоянно развивался.

Сейчас игры на факультете изменились: как разыгрываемая тематика, так и форма работы и состав участников. Игры со студентами существенно отличаются от классических ОДИ с коллективами профессионалов. И организаторы продолжают искать материал, на котором студенты могут позиционировать, относительно которого у них есть определенный опыт; изучают, есть ли у них для этого ресурсы и видят ли они их; тем самым проверяя в целом гипотезу о возможности игр со студентами.

Таким образом, из года в год, от игры к игре это мнение проверяется организаторами. Варьируется тематика, формы и способы проведения, в попытках найти истинное место и значение ОДИ на факультете.

Полагается, что игра на ППФ существует в двух функциях: диагностической и формирующей. Диагностическая функция состоит в том, чтобы увидеть, есть ли у первокурсника ресурс для ответственного поведения в ВУЗе, дала ли этот ресурс школа? Если получается отрицательный ответ, то игра предстает своей второй функцией: возможно ли построить такое игровое действие, которое даст эти ресурсы или покажет возможности их получения. Вопрос здесь заключается в том, какой материал будет положен для рассмотрения, какие технологии применены и т.д. Ключевым является поиск возможностей ответственного поведения.

ОДИ с Гимназией

Красноярская гимназия "Универс" всегда характеризовалась инновационными проектами.

В конце 80-х была закреплена концепция развития Гимназии, в которой был определен переход на ступенную систему образования. Добиваясь поставленных целей последовательными шагами, в конце 90-х Гимназия входила в десятку лучших школ России.

Целый ряд разработок, выполненных в гимназии совместно с ИППР И ПИ РАО, а также по собственным инициативам прочно вошли в современную практику образования как лучшие образцы современной педагогики. Гимназия и в настоящее время считается одним из лидеров, как минимум, в Красноярском крае.

В то же время коллективу понятно, что необходимо определять новые горизонты для развития; систематически анализировать не только текущую, быстро меняющуюся ситуацию, собственные достижения, но и работать над ошибками. И, таким образом, учиться самим.

Предстоящая игра имеет своей целью проанализировать современную ситуацию в образовании и построить прогноз развития системы и себя в ней как самостоятельного образовательного института. Определить основные стратегические направления деятельности коллектива.

ОДИ с ЦИОП МВШСЭН

В Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) существует в статусе факультета Центр изучения образовательной политики (ЦИОП).

Ежегодно на этом факультете проводится ставшая уже традиционной Организационно-Деятельностная игра (ОДИ).