История Института
В августе 1993 года Главным управлением образования по Красноярскому краю был образован Центр развития образования, а в нем, в качестве подразделения –
Институт экспериментальной педагогики, весь кадровый состав которого в этот период был сосредоточен на Психолого-педагогическом факультете Красноярского государственного университета и в его базовой экспериментальной школе № 106. Руководителем этого Института был назначен директор 106-й
Исак Давидович Фрумин.
Институт был предназначен для обеспечения исследовательских и проектных работ, связанных с программой подготовки современных педагогических кадров и инноваций в области образования. Базовой идеей этой программы выступала концепция новой школы, построенной на идеях культурно-исторической психологии (Л.С.Выготского). Основной задел представляли собой материалы разработок, выполненных в лаборатории В.В. Давыдова в Психологическом институте РАО (Москва). Научное руководство этой программой непосредственно осуществляли
Василий Васильевич Давыдов и
Борис Даниилович Эльконин.
Соответственно концептуальному замыслу в институте были созданы лаборатории – подразделения по возрастному и институциональному принципу:
- младший школьный возраст – первая образовательная ступень
- подростковый возраст – основная образовательная ступень
- старший школьный возраст – третья образовательная ступень
Кроме этого в Институте были образованы и тематические исследовательские и проектные лаборатории, которым было назначено заниматься вневозрастными или универсальными областями, значимыми для обеспечения развития в образовании. К этим тематикам были отнесены: индивидуально ориентированное учебное планирование, конфликтное содержание и конструктивные конфликтные формы в образовательных практиках, математическое мышление и его формирование, становление коммуникативной компетентности (проект "Я - человек говорящий"). Руководство лабораториями взяли на себя: Б.Д. Эльконин,
К.Н. Поливанова,
А.Г. Каспржак, Б.И. Хасан,
А.М. Аронов,
П.А. Сергоманов, О.В. Соколова,
Л.А. Рябинина.
В этот период признавалось крайне важным, чтобы исследовательский интерес творческого коллектива Института реализовывался одновременно и в образовательных активностях психолого-педагогического факультета КГУ, и в классах, на уроках и в других форматах в школе №106
В апреле 1994 года результаты исследований и разработок лабораторий Института были представлены на конференции, в которой кроме сотрудников Института экспериментальной педагогики, студентов и преподавателей ППФ и учителей школы №106 принимали участие коллеги из гг. Москвы, Томска, Новосибирска, Кемерова. Этой конференции суждено было стать ежегодной Всероссийской.
Кроме большого проекта по Развивающему обучению, в Институте развернулся международный проект по разработке принципиально нового подхода в гражданском образовании. В этом проекте основной акцент делался одновременно на практиках гражданского поведения и на подготовке учителей с соответствующими компетенциями. В качестве партнеров в нем участвовали несколько американских университетов. Одной из ключевых тем в этом проекте была разработка проблемы конфликтной компетентности и переговорной культуры. Итогом этого проекта стала серия учебных пособий (грифованных МОН) для высшего педагогического и психологического образования. Практическое воплощение этих разработок было реализовано в специальной серии тренинговых программ для молодежи Северного Кавказа, в республиках: Дагестан, Северная Осетия (Алания), Ингушетия, Кабардино-Балкария
В 1999 году произошла смена руководства Институтом. В связи с отъездом в Москву И.Д. Фрумина Институт возглавил
Борис Иосифович Хасан. Изменилось и название Института, поскольку значительная часть работ приобрела не только экспериментальный характер, и многие разработки в области развивающего обучения и гражданского образования получили официальный статус и были предназначены для внедрения. Поэтому значительная часть работ оказалась связана с развивающим управлением (менеджментом развития). Новое название -
Институт психологии и педагогики развития.
В 2000 году в связи организационными преобразованиями в структурах ЦРО и ИПК, коллектив Института принял решение о собственной организационно-правовой автономии с сохранением всех содержательных партнерских связей и с ППФ, и с ИПК, и с Гимназией «Универс» (бывшей БЭСШ № 106). И с 30 ноября 2000 года Институт становится автономной некоммерческой организацией.
С этого времени к работам в сфере и отрасли образования начинают заметно добавляться работы с различными заказчиками из бизнеса, производства, социальной сферы. Институт начинает позиционироваться как агент развития не только в школьных возрастах и не только в области обучения.
Такая позиция обеспечивалась тем, что коллектив унаследовал от участия в деятельности Системо-мыследеятельностной Школы (СМД-методологии)
Георгия Петровича Щедровицкого технологические принципы Организационно-деятельностных игр и связанных с этим подходом практик коммуникации и мышления. Этот ресурс оказался востребованным в новых условиях управления разномасштабными организациями и коллективами. Важной вехой в этой линии Института были совместные ОД-игры и их анализ с командой методологов, в которую входили
Никита Глебович Алексеев,
Петр Георгиевич Щедровицкий,
Сергей Валентинович Попов.
Исследования и разработки в области развивающего обучения в конце 90-х отчетливо обозначили задачу специального внимания к теме Индивидуального Прогресса в области мышления и коммуникации как результата образовательных программ, т.е. совокупных действий педагогических коллективов и отдельных персон в их сочетании с социо-культурными контекстами. Размышления в этом направлении воплотились в 2003 году в проект, объединивший в творческий коллектив сотрудников двух институтов: ИППР (Красноярск) и ПИ РАО (Москва). В итоге получилась не только теоретическая модель индивидуального прогресса, основанная на идеях культурно-исторической психологии, но и инструмент его (прогресса) измерения, получивший название "Дельта".
Сочетание работ над обновлением содержания образования и построением образцов новых гражданских практик вызвало к жизни еще несколько исследовательских и инновационных проектов, основанных в том числе и на новом понимании функций конфликта. Так в партнерстве с Британскими коллегами из Дадли был реализован проект по профилактике аддиктивного поведения. Этот подход имеет последователей в России и успешно реализуется в Великобритании
С 2010 года в партнерстве с Уральской государственной юридической академией (Н.Н. Тарасов, С.К. Загайнова) Институт активно продвигает в социальную практику тематику культуры переговорных отношений и способствует созданию новых для России Институтов Медиации (организации переговоров в гражданских отношениях с участием посредника) и совместно с Институтом экономики управления и природопользования Сибирского Федерального Университета участвует в реализации магистерских программ по управлению конфликтами.
В связи с новыми задачами и формами деятельности коллектива структурное устройство Института претерпело изменения от научно-исследовательских лабораторий к проектам трех типов: образовательных; научно-исследовательских; практик развития. Это новое содержание работ вызвало и решение о новом названии Института, который с 02 ноября 2012 года получил название: автономная некоммерческая образовательная организация "Институт психологии практик развития".