Список категорий:
Внедрение программ развивающего обучения в Красноярском крае
Внедрение программ развивающего обучения в Красноярском крае
Дорохова А.В.
Островерх О.С.
Францен О.А.
Свиридова О.И.
Новопашина Л.А.
Юдина Ю.Г.
Эльконин Б.Д.
Хасан Б.И.
Аронов А.М.
В течение ряда лет основная деятельность ИППР была связана с исследованиями эффектов развития при реализации образовательного подхода на основе культурно-исторической психологии и педагогики, а также проектировании и разработках учебных предметов и образовательных форм в рамках стратегии развивающего обучения и построении школы возраста.
В связи с общим спадом инновационной деятельности в образовании распространение программ развивающего обучения было свернуто. Часть курсовых подготовок по программам РО были в свое время также сокращены в связи с проведением курсов ПК по развивающему обучению в других структурах ИПК. Однако исследовательские работы и разработки в ИППР продолжались, также проводились отдельные курсовые подготовки. Работа с педагогами на этих курсовых подготовках, а также анализ заявок школ и учителей – участников конкурсов федеральной программы «Образование» позволили обнаружить следующую проблему. Многие педагоги (и отдельные школы) слабо представляют сущность развивающего обучения как технологии. Нередко учителя, называя себя педагогами РО, по сути таковыми не являются, их работа не только не приносит ожидаемых результатов, но и дискредитирует развивающее обучение.
Основная проектная идея (цель)
В связи с тем, что Агентством образования заданы ориентиры на развивающее обучение как значимое для образования Красноярского края, полагаем, что возможно развернуть качественную переподготовку педагогов по программам РО как с использованием уже имеющихся образовательных программ, так и с разработкой новых.
Кроме того, на наш взгляд, необходимо организовать серию образовательных семинаров презентационного типа, позволяющих педагогам края познакомиться с принципами данного подхода, со спецификой и условиями, необходимыми для внедрения программ РО в школе. Подобные семинары призваны обеспечить осознанный выбор администрацией ОУ развивающего обучения, как ведущей программы для своей школы. В свою очередь учителя смогут определиться относительно собственной переподготовки в рамках программы, указанной выше
А). «Развивающее обучение – современная образовательная технология» - повышение квалификации учителей и школьных администраторов просветительского характера, для ознакомления как можно большего круга педагогов с данным подходом. Такая работа может проводиться без дополнительных вложений в разработку программы. На начало 2008 года запланировано 2 подобных семинара в рамках курсовой подготовки.
Б). «Школа возраста» - курсы повышения квалификации учителей. Данные программы базируются на принципах культурно-исторической концепции и включают подходы и формы работы, в том числе, развивающего обучения. Передаваемые способы работы могут быть использованы в традиционной школе. Такие курсовые подготовки разработаны и ведутся в ИППР, их перечень может быть расширен за счет восстановления прежних программ.
В). «Школа развивающего обучения» - переподготовка учителей и школьных администраторов для внедрения технологии развивающего обучения в своих ОУ. Для организации подобной переподготовки необходима разработка долгосрочной образовательной программы, позволяющей педагогом получать новую квалификацию – «педагог развивающего обучения». Такая работа требует дополнительных вложений и решения нескольких задач:
а) изучение интереса педагогов и готовности школ к внедрению программ РО в крае;
б) оформление разработок по РО (моделей, учебных программ, технологий и организационно-управленческих принципов) в формат, позволяющий использовать их в программах переподготовки и при самостоятельной работе педагогов;
в) разработка принципов и механизмов обучения взрослых (учителей и администраторов) для внедрения РО в школы;
г) описание условий для реализации программ РО в различных школах края;
д) организация мониторинга качества образования взрослых.
Очевидно, что часть этих задач попадает в исследовательскую и разработческую деятельность ИППР. В первую очередь нам представляются перспективными исследования и разработки в области образования взрослых, а также диагностики образовательных результатов (и детских, и взрослых).
Отдельной задачей является взаимодействие со школами города и края уже реализующими программы РО. Мы полагаем возможным и необходимым включение этих школ в программу переподготовки в качестве пилотных площадок. Однако такое включение (получение подобного статуса), по-видимому, требует не только соглашения о сотрудничестве, но и предварительной экспертизы условий и возможностей каждой конкретной школы.
-
модель переподготовки педагогов РО
-
программа и учебный план переподготовки учителей РО (первый год обучения)
-
программа и учебный план переподготовки администраторов школ РО (первый год обучения)
-
УМК и УММ для реализации программ переподготовки педагогов РО (6 комплектов)
-
Аналитическая записка по готовности школ и педагогов края к внедрению программ РО
Критерии (параметры, индикаторы) успешной реализации проекта
Показателем успешности образовательных программ «Развивающее обучение – современная образовательная технология» и «Школа возраста» может быть набор слушателей на долгосрочные программы переподготовки учителей и администраторов школы РО.
В случае успешной реализации программы «Школа развивающего обучения» мы, прежде всего, сохраним учебную группу; во-вторых, получим проектные разработки слушателей по внедрению программ РО в конкретных школах.
Отсроченным результатом и критерием успешности будет являться количество школ РО в крае.
В качестве критерия успешной реализации можно также использовать экспертные оценки разработанных модели, программ, планов, УМК и УММ.
Критерием полезности проекта для института может быть появление госзаказа со стороны агентства образования на продолжение проекта в 2009 г.
изучение интереса педагогов и готовности школ к внедрению программ РО в крае |
Январь-июнь |
разработка принципов и механизмов обучения взрослых (учителей и администраторов) для внедрения РО в школы, построение модели |
Январь-февраль |
разработка программ и учебных планов переподготовки учителей и администраторов школы РО (первый год обучения) |
Март-май |
оформление разработок по РО (моделей, учебных программ, технологий и организационно-управленческих принципов) в формат УМК и УММ, позволяющий использовать их в программах переподготовки и при самостоятельной работе педагогов |
Апрель-июнь |
Запуск программ переподготовки учителей и администраторов |
Сентябрь - декабрь |
Исследование условий для реализации программ РО в различных школах края |
Февраль – апрель Октябрь - декабрь |
* Курсы повышения квалификации по программам «Развивающее обучение – современная образовательная технология» и «Школа возраста» включены в план-график курсовых подготовок ИПК