Список категорий:
Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования
Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования
(при поддержке Управления образования администрации Красноярского края и Британского совета)
Новый подход к профилактике наркомании в условиях школы
По результатам проекта <Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования>
зависимых форм поведения (в том числе
и наркомании) - это хорошо устроенное
образование>
Научный руководитель проекта:
к. юр. наук, д. психол. наук Б.И.Хасан
Разработчики программы:
ведущие специалисты и сотрудники Института Психологии и Педагогики Развития - Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина, Б.Э. Горный, М.В. Рычкова .
Партнеры проекта:
команда из города Дадли (Великобритания) (ссылка на фотогалерею с обновленными фото) - David Scott Kinnair , Janette Chadburn , Ralph David Whalley , Janice Graham , Heather Jenkins - реализующая профилактические программы в Зоне Образовательных действий города Дадли.
Целевая группа:
ученики и педагоги общеобразовательных школ, школьные администраторы, школьные психологи и социальные работники, родители школьников.
Стратегическая цель проекта :
создание эффективной модели профилактики аддиктивных форм поведения в условиях общеобразовательных школ.
I этап проекта: 1993- 2001 г ., разработка идеи
Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования
Актуальность и основная идея
Проект «Профилактика аддиктивного поведения» начинался в 1993 году как попытка решить профилактическую задачу для одной школы – обычной школы большого города, расположенной в районе новостройки. В школе около 2000 учащихся из самых разных социальных слоев, вокруг несколько семейных общежитий промышленных предприятий. Положение таких предприятий в 1993 году, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Что такое семейное общежитие в девятиэтажке, наверное, объяснять не нужно.
У нас была задача – в атмосфере острого социально-экономического и политического кризиса, очевидной утраты доверия к взрослости вообще и почти к любым представителям старшего поколения предпринять попытку защитить наших детей от уже хорошо известного нам симптома такого рода социальных ситуаций – вспышки наркомании.
Нельзя сказать, что к тому времени это явления нам было совершенно не знакомо. В подвалах рядом расположенных домов, на чердаках общежитий собирались подростковые «тусовки», нюхали «Момент», засунув голову в пластиковые мешки. Наши социальные работники во время рейдов с инспекторами по делам несовершеннолетних находили в разных укромных местах бутылки из-под бензина и всяких растворителей. Но собственно наркотики были еще не очень распространены, и главную нашу головную боль составлял алкоголь. Этот легальный наркотик – штука фактически традиционная и с завидной активностью и регулярностью культивируемая. Вместе с тем мы понимали, что и наркотическая зараза неминуема и к ней нужно готовиться.
Мы начали с двух принципиальных моментов . Во-первых, этим делом важно было заниматься вместе с детьми. Во-вторых, начинать важно было с исследования явления: истории его происхождения, динамики, способов борьбы с ним и профилактики. И еще одно важное обстоятельство мы сразу же попытались учесть – во взрослую команду мы собрали разных специалистов: педагогов, психологов, врачей и юристов.

Уже к 1995 году нам стало ясно, что пугать молодежь наркотиками не только бессмысленно с профилактической точки зрения, но и опасно обратными эффектами. Мы достоверно установили, что безадресная информационная, якобы предупреждающая деятельность, влечет за собой два следствия: у подростков инициируется интерес, а у взрослых – страх. Как известно, страх – плохой советчик. Суета, которой характеризовались многие так называемые профилактические действия, приводила и до сих пор приводит к обратным эффектам.
Некоторые расчеты показали, что вовсе не недостаток информации мешает эффективной борьбе и профилактике, а недостаток компетентности. Литературы по проблеме наркомании и просто про наркотики столько, что по одному уже можно вручить каждому учителю, в каждую семью и даже каждому десятому подростку. Вместе с тем, явно недостаточно достоверной информации о динамике этого явления в целом по стране и в отдельных регионах. Профессионального мониторинга явления пока нет, и поэтому в СМИ распространяются порой анекдотические данные, даже поверхностный анализ которых показывает, что их авторы не понимают, о чем пишут. В результате вместо профессиональных, осмысленных, взвешенных действий – страх и паника.
Разрабатывая данный подход, мы исходили из представлений о том, что можно строить специальную, целевым образом ориентированную профилактику именно как профилактику зависимости форм поведения (частный случай – наркотики) и одновременно можно так обустраивать образование (без специально сформулированных профилактических целей), что само это устройство обеспечит детям необходимые социальные компетентности и такой образ жизни, который не совместим с наркотиками и другими формами «заразы».
Эти идеи легли в основу общей образовательной программы, которая вначале разрабатывалась как проект, а теперь реализуется коллективом Красноярской гимназии «Универс».
Ключевой замысел этого образовательного проекта основывается на построении образовательного пространства, сообразного возрасту, которое обеспечивает человеку возможности напряженной, личностно осмысленной и социально значимой жизни на каждой образовательной ступени. При таком подходе собственно профилактические программы нами рассматриваются как дополнительные, обеспечивающие страховку от риска в определенных социальных условиях. Это концептуальное положение и легло в основу предлагаемой программы для тех, кто заинтересован в эффективной профилактике различных форм деструктивного зависимого поведения.
Вместе с разработкой основных принципов и технологических компонентов программы мы решили задачу специализированной подготовки педагогов, социальных работников, желающих родителей и других заинтересованных лиц в области профилактики аддиктивных форм поведения. В 2000 году при поддержке управления образования администрации Красноярского края Институт психологии и педагогики развития организовал ежегодный трехсессионный цикл семинаров.
Описание программы
Одна из основных целей, которую ставила перед собой команда проекта «Профилактика аддиктивного поведения в условиях школы», – это создание обучающих программ, позволяющих за сравнительно короткий срок увеличить число компетентных людей в области профилактики. При этом мы понимали, что условия в разных районах нашего края очень отличаются, и было бы наивным сделать и предложить универсальную программу, подходящую всем. Исходя из этого, мы готовили образовательную программу, которая инициировала бы наших участников к развитию и созданию собственных проектов в области профилактики наркозависимости и других форм деструктивного зависимого поведения.
Анализируя имеющиеся подходы, мы столкнулись с довольно распространенным стереотипом: профилактические программы зачастую воспринимаются не как образовательные, развивающие, увеличивающие детские ресурсы, а, в основном, как предупреждающие об ужасах наркомании. Очень быстро мы убедились в неэффективности подобного подхода – подростки не принимают подобную информацию, преподносимую взрослым, на веру. Самые активные пытаются ее проверить. Таким образом, программы из профилактических быстро превращаются в провоцирующие.
Безусловно, информирование о наркотиках, алкоголе и связанных с ними последствиях – важная часть профилактики. Человек, который знает, более свободен при осуществлении выбора и совершает его более ответственно. Но не всегда увеличение информированности приводит к ожидаемым эффектам. На подобный результат можно рассчитывать в том случае, если информационные программы появляются в определенных контекстах, вместе или «на плечах» других материалов и программ. И здесь мы специально обращаем внимание на важный момент – у школы обязательно должна быть и политика в области профилактики зависимости, и специальное образование в этой же области. Под политикой мы понимаем наличие программ, направленных на формирование гражданской позиции, повышение самооценки учащихся, повышение их социальной и конфликтной компетентности, программ, предоставляющих возможности для самореализации. Под образованием в области профилактики мы понимаем информационные программы, содержащие материалы о самом явлении зависимости в ее конкретных формах, признаках начинающейся зависимости, основных видах наркотиков и других предметов аддикции, правовых и юридических аспектах зависимого поведения, программы о здоровом образе жизни.
Еще один стереотип, который мы заметили: педагоги в большинстве своем воспринимают профилактику как информационно-запугивающую работу. Полагая, что не компетентны в данной области, они, как правило, отказываются заниматься этим, да и вообще считают подобные информационные программы не своим делом. Большинство из них уверены, что должны быть какие-то отдельные специалисты в названной области. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других стран.
Подобные стереотипы мешают развитию компетентности в области профилактики. Между тем, на наш взгляд, эффективность профилактических программ напрямую зависит от компетентности именно педагогов. Важно, чтобы те, кто работает в системе образования (педагоги, психологи, администраторы), понимали, что, во-первых, профилактика – это не только информационные программы, и что, во-вторых, возможности школы в области именно профилактики деструктивного поведения огромны по сравнению с другими социальными и образовательными институтами.
На наш взгляд, компетентность в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения, предполагает целый ряд педагогических умений. Одно из них – способность видеть связь между устройством образовательной действительности и наркоманией. Другими словами – уметь анализировать устройство образовательного процесса и школьного уклада в целом, обнаруживая провоцирующие и профилактирующие факторы. При этом необходимо обладать достаточным ресурсом для преобразования пространства школы. Для построения эффективных профилактических программ важна компетентность педагогов и в области возрастных особенностей, в том числе возрастных переходов. Речь идет об умении создавать условия для самореализации ребенка, предоставляя ему возможность чувствовать себя успешным, эффективным, востребованным. Одним из конечных результатов успешной профилактической работы является формирование у ребенка позитивного отношения к миру и высокой сопротивляемости негативным явлениям , а не исключительно знания относительно вреда и угрозы алкоголя, наркотиков и других форм аддикций. Высокая компетентность в вопросах, связанных с самим явлением зависимости, первыми ее признаками (наркотизация, например, и продолжающиеся пробы), должна быть, прежде всего, у педагогов, родителей и всех, кто занят в образовании.
Структура программы
Мы считаем, что на сегодняшний день наиболее эффективное устройство обучающих программ –
модульное.
Под модулем мы понимаем
пакет вариативных учебно-методических материалов, включающий теоретические положения и практические задания определенного тематического содержания
. Каждый модуль вполне самодостаточен и может использоваться самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой логикой программы и позицией авторов относительно профилактики аддиктивного поведения. Подобное устройство позволяет делать программу мобильнее, использовать наиболее востребованные модули, комбинировать их в связи с проблемами и образовательными дефицитами школы или региона. Например, в одном из регионов как наиболее актуальная выделяется проблема правовой неграмотности педагогов, а нарушения прав ребенка в школе становятся ведущим фактором, провоцирующим среди прочего пробы наркотиков. Другой пример, когда подростки оказываются более информированными о наркотиках, педагоги же и родители вообще не имеют представления о признаках наркотизации и поведении в случаях обнаружения первых проб. Очевидно, что в первом случае необходимо усиливать образование в области прав человека и создавать правовое пространство в школе, во втором – больше внимания уделять медицинскому содержанию и умению работать с конкретными ситуациям. Таким образом,
при подготовке обучающей программы можно усиливать ее за счет содержания одних модулей, тогда как содержание других использовать в качестве поддерживающих.
Наша программа представлена комплексом модулей –
психолого-педагогическим, правовым, модулем конфликтной компетентности, медицинским и модулем социокультурного проектирования.
Подобный комплекс появился в результате анализа образовательной ситуации в Красноярском крае, а также на основании анализа наиболее эффективных на сегодняшний день профилактических программ в мире и в России в частности. Однако мы допускаем, что этот комплекс может быть дополнен и трансформирован в соответствии с потребностями конкретной территории (в том числе – школы) и ситуации.
Образовательная программа по подготовке специалистов в области профилактики зависимого деструктивного поведения (таблица с описанием модулей). смотреть
Список рекомендуемой литературы по каждому модулю. скачать
Организационное устройство программы
Презентация на тему:«Эффективность работы ПАП в территориях края» скачать
II этап проекта: 2001г., международный уровень
Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования
Ключевые персоны
Разработчиками программы: начинали проект – Е.Ю. Федоренко и Н.Н. Дюндик . Далее к работе над проектом присоединились И.А. Кухаренко , Т.И. Привалихина, Б.Э. Горный, М.В. Рычкова .



III этап проекта: распространение идей
Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования
Результаты работы проекта:
• Одним из результатов проекта являются
две диагностические методики
для выявления факторов риска зависимости у детей разного возраста в связи и по отношению к системе воспитания и образования.
Первая методика
(ссылка на презентацию Исследование риска зависимости у детей 6-8 лет ) направлена на выявление социально-психологических дефицитов развития ребенка на ранних стадиях (для детей 6-8 лет).
Вторая
(ссылка на презентацию Большой соц. форум ) – на определение динамики степени риска появления зависимого поведения в условиях школы (для подростков 14-18 лет). Эти методики служат одним из инструментов оценки эффективности деятельности школы в области обеспечения безопасности ребенка и устройства образования.
• В рамках проекта была разработана
образовательная программа для педагогов
, где была предложена
мультипликационная схема распространения программы
( ссылка на презентацию Эффективность работы ПАП в территориях края) по территориям края. Схема предусматривает два уровня подготовки. Первый уровень (ссылка на 3 слайд презентации Эффективность работы ПАП в территориях края ) – подготовка собственно специалистов в области профилактики, способных проектировать и разворачивать свои профилактические программы с учетом конкретных условий своего региона.
Второй уровень
(ссылка на 4 слайд презентации Эффективность работы ПАП в территориях края ) – тренерский, т.е. подготовка специалистов, способных создавать в регионах ресурсные центры, которые должны координировать профилактическую деятельность и обучение необходимого для территории количества специалистов.
В апробации образовательной программы приняли участие команды из
Красноярска, Ачинска, Бородино, Боготола, Дивногорска, Сосновоборска, Железногорска, пос. Иланское, пос. Шушенское, пос. Солонцы, пос. Новочернореченская. В составы команд вошли педагоги, психологи и администраторы системы образования.
Создана сеть школ, принимающих участие в реализации программ профилактики аддиктивных форм поведения.
• Наиболее сильные команды прошли второй уровень подготовки - подготовка тренеров, их силами созданы Центры подготовки специалистов в регионах края.
• По инициативе ИППР разработчиками программы было издано организационно-методическое пособие
«Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций»
.
• При поддержке Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачева, Института «Открытое общество (фонд Сороса) – Россия» и Британского Совета издана книга
«Профилактика несвободы»
, содержащая лекционный и хрестоматийный материал, оригинальные диагностические методики для оценки эффективности реализуемых профилактических программ, описание тренинговых процедур и упражнений.
Книгу можно приобрести в Ресурсном центре Института Психологии и Педагогики Развития.
• Ежегодно в агентстве образования администрации Красноярского края проводятся 2-х сессионные семинары для педагогов края, а также
конкурс проектов по тематике профилактики аддиктивного поведения
(ссылка на письмо про конкурс профил. проектов)
Проводятся регулярные исследования динамики риска зависимого поведения в тех регионах края, которые стали пилотными площадками для проекта.
Программа мониторинга
(ссылка на программу мониторинга) начала разворачиваться в 2005-06гг. совместно Агентством по образованию при администрации Красноярского края и Институтом Психологии и Педагогики Развития. Мониторинг риска аддиктивного поведения позволяет выявить: сколько подростков в школе имеют высокую, 0-ую степени риска, кто относится к «не рискующим». И в целом – какая школа наиболее тревожна или, наоборот, благополучна в отношении риска аддикций. Всего в мониторинге приняло участие
3566 школьников
.
Результаты исследований и разработок
Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования
Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования
- Образовательная программа по профилактике аддиктивных форм поведения в условиях общеобразовательной школы.
- Опросник "Риск аддиктивного поведения" (РАП)
- Учебный курс "Интересы. Ценности. Нормы" (ссылка на 2 док. по ИЦН и ссылка на проекты - завершенные - ПАП - результаты исследований и разработок . Учебный курс "Интересы. Ценности. Нормы")
- Образовательная программа PSHE, разработанная британскими партнерами (ссылка на проекты - завершенные - ПАП - результаты исследований и разработок - о бразовательная программа PSHE, разработанная британскими партнерами )
- Методические пособия, разработанные проектной командой
- Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. Профилактика несвободы: организационно-методическое пособие. <Бонфи>, М., 2003.
- Е.Ю. Федоренко. Выявление риска зависимости на ранних этапах развития (у детей 6-8 лет). Красноярский государственный университет, Красноярск, 2001.
- Ю.А. Тюменева, М.В. Рычкова. Выявление групп риска зависимости в старшем подростковом возрасте. Красноярский государственный университет, Красноярск, 2001.
- Е.Ю. Федоренко, Н.Ф. Логинова. Проблемы гиперактивных детей в школе. Варианты работы. Красноярский государственный университет, Красноярск, 2003.
- Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко. Оценка эффектов образовательного процесса с точки зрения здоровья школьников. Красноярский государственный университет, Красноярск, 2003.
- Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко. Проведение консилиумов в школе. Красноярский государственный университет, Красноярск, 2003.
- Е.Ю. Федоренко, Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик , И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина . Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Красноярск, 2003.
- Б.И. Хасан, Е.Ю. Федоренко, Н.Н. Дюндик, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. Образование в области профилактики несвободы и других аддикций. <Вариант>, М., 2003.
- Список статей, выпущенных проектной командой
- Е.Ю. Федоренко, Н.Н. Дюндик. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях //Журнал практического психолога № 2. - М., 1999 г . С. 46-54.
- Е.Ю. Федоренко, Б.И. Хасан. Психологические факторы риска зависимости у детей 6 - 8 лет//Прикладная психология. № 5. М ., 2000. С. 73-81.
- Е.Ю. Федоренко. Психологические причины аддиктивных форм поведения, подходы к профилактике. Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: Материалы научно-практической конференции "Ананьевские чтения - 2005" / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. с. 479-481.
- Е.Ю. Федоренко, Н.В. Кузьменко. Возможности современной виртуальной среды и Интернет-зависимость // Педагогика развития: Социальная ситуация развития и образовательные среды. Красноярск 2006.
- И.А. Кухаренко, М.В. Рычкова. Субъективная картина риска подростков 14-17 лет/ ?
- И .А. Кухаренко, М.В. Рычкова, Б.И. Хасан. Методика исследования динамики риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте (на примере наркозависимости)/ ? Приложение - таблица сочетания типов поведения
- М.В. Рычкова, И.А. Кухаренко. Тип образовательного пространства как фактор рисков развития (на примере наркотической аддикции)/ ?
- Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко. Ключевые принципы профилактики наркозависимости в условиях школы/ ?
- Презентации проекта