Список категорий:
Исследование основательности ожиданий старшеклассников как фактора доступности высшего образования
Исследование основательности ожиданий старшеклассников как фактора доступности высшего образования
Руководитель проекта -Павел Аркадьевич Сергоманов, к.психол.н., зав. лаб. "Юношеский возраст - третья образовательная ступень" ИППР, доцент каф. Психологии развития КГУ.
Сотрудники проекта
Хасан Борис Иосифович - д.психол.н., профессор, зав. каф. психологии развития КГУ, директор ИППР.
Лученков Андрей Владимирович - директор старшей ступени красноярской университетской гимназии "Универс" (№1), сотрудник лаб. "Юношеский возраст - третья образовательная ступень" ИППР.
Логинова Наталья Федоровна - зам. директора старшей ступени гимназии "Универс" по воспитательной работе, сотрудник лаб. "Юношеский возраст - третья образовательная ступень" ИППР.
Пригодич Елена Григорьевна - зам. директора старшей ступени гимназии "Универс" по учебной работе, сотрудник лаб. "Юношеский возраст - третья образовательная ступень" ИППР.
Петрова Татьяна Владимировна - магистр психологии, сотрудник лаб. "Юношеский возраст - третья образовательная ступень" ИППР.
Васильева Наталья Петровна - магистр психологии, аспирант каф. Психологии развития КГУ, сотрудник лаб. "Юношеский возраст - третья образовательная ступень" ИППР.
Малыгина Мария Николаевна (администратор) - магистр психологии, сотрудник лаб. "Юношеский возраст - третья образовательная ступень" ИППР.
Основная идея проекта
На данный момент проблема доступности высшего образования для различных групп является весьма актуальной. В основе большинства исследований доступности высшего образования лежит идея социологического сопоставления школы и ВУЗа, их требований и возможностей. То есть в основном исследуются внешние явные факторы доступности высшего образования: социальное и экономическое положение семьи, региональные и видовые особенности школ, характер вступительных испытаний в ВУЗах, и т.п. Наша проектная группа исходит из предположения о том, что доступность высшего образования оказывается связанной не только с тем, сколько знаний получил выпускник и каково социально-экономическое положение его семьи, но и с тем, насколько адекватно сам старшеклассник оценил уровень собственных способностей и смог спланировать этапы достижения желаемой образовательной перспективы, связанные с накоплением недостающего ресурса. При этом наблюдения и фрагментарные данные показывают, что в школах, где существует практика работы с индивидуальными образовательными программами старшеклассников, количество успешных выборов Вуза и поступления выше. Мы связываем этот факт с тем, что при профильном обучении, в возрастно-ориентированных школах старшеклассник имеет возможность испытать свои ресурсы и возможности, проверить их на обоснованность и принять на себя ответственность за это испытание, что соответствует задачам развития и саморазвития в юношестве. Т.е. мы предполагаем, что в устройстве самой школы есть факторы, серьезно обуславливающие доступность высшего образования. Возможность самостоятельно формировать профиль своего обучения, осуществлять пробы предвузовского и предпрофессионального самоопределения является одним из базовых средств, формирующих латентную, субъективную сторону доступности высшего образования. То, в какой мере старшеклассник использует эту возможность, в какой мере обучение в старшей школе сопоставляет ожидания старшеклассника и его ресурсы, в той мере это оказывает влияние на доступность ему следующих ступеней образования. В этом и состоит основная гипотеза исследования.
Основные этапы работы
- Создание пакета исследовательских методик по проблеме доступности высшего образования;
- Проведение исследования самооценки возможностей выпускников различных школ Красноярска и Красноярского края в связи с перспективами в высшем образовании с помощью методов:
- сравнительное педагогическое исследование различных типов школ (типологический анализ систем учения-обучения в старшей школе);
- социологическое исследование регионального характера (опрос и интервью);
- психологическое исследование для верификации и качественного углубления полученных данных на репрезентативных выборках (фокус-группы).
- Формулирование проектных гипотез о возможных методах улучшения доступности высшего образования и разработку методов работы со старшеклассниками в области согласования собственных ресурсов и перспектив высшего образования.
Сроки реализации проекта 1 декабря 2002 года - 31 ноября 2003 года.
Результаты проекта
В ходе проекта были установлены связи с краевым, городским и районными отделами образования г. Красноярска на предмет предоставления необходимой информации и оказания поддержки при проведении исследования.
По оценке отделов управления образования для исследования были выбраны 6 школ в Красноярске: 2 слабых, 2 средних и 2 сильных, 6 школ в малых городах края: Канск, Лесосибирск, Енисейск (по 1 слабой и 1 сильной из каждого города) и 3 школы сел края:- Большая Мурта, Абан и Филимоново, в соответствии с оформленной в заявке схемой сбора данных.
Для проведения исследования созданы четыре согласованных инструмента, включающие инструкции и рекомендации для ведущих и интервьюеров:
- методика сбора информации о типе старшей школы (системы учения-обучения);
- топик-гайд и инструкции для проведения фокус-групп со старшеклассниками ;
- анкеты для родителей, учеников и учителей выпускных классов;
- изучение поступления выпускников исследуемых школ в региональный университет (КрасГУ).
Способы распространения результатов работы:
- через сеть старших школ в Красноярске (к 2004 году), проводящих мероприятия по согласованию ресурсов и притязаний старшеклассников (мероприятия ИППР СО РАО);
- через создание программы переподготовки преподавателей и администраторов старшей школы (мероприятия ИППР СО РАО);
- публикация данных исследования (мероприятия ИППР СО РАО)
Краткие выводы по этапам исследования:
1. Мы получили статистическое подтверждение гипотезы о том, что на ситуацию поступления в Вуз значимое влияние оказывает такой параметр, как "Тип школы" (качество образования в старшей школе). Выделено три основных типа школ. Старшеклассники из школ 1 типа, где проводится целенаправленная работа с жизненными планами старшеклассников, значительно чаще претендуют на получение ВО, чем старшеклассники 2 и 3 типов школ, они более определены с выбором Вуза, имеют более широкий спектр средств и ресурсов для преодоления вступительного барьера, в большей степени ориентируются при выборе профессии и Вуза на содержательные основания и внутренние ресурсы для поступления, прилагают больше сил для преодоления вступительного барьера. При этом возможность их поступления со стороны педагогов и родителей чаще оценивается как высокая.
2. На доступность высшего образования влияют, кроме типа школы, расположение школы по оси "центр - провинция". То есть доступность высшего образования для выпускников больших городов выше, чем у выпускников малых городов и сельской местности. Также обнаружено существенное влияние регионального фактора на доступность высшего образования по критериям поступления и поступления в соответствии с намерением (различия между Красноярском и селом статистически значимы).
Комментарии по результатам исследования
В школах, где ведется систематическая работа по соотнесению ожиданий, планов старшеклассников и их основательности, количество проектировщиков, т.е. старшеклассников, которые разрешают трудности самоопределения адекватными средствами (построение собственного проекта или индивидуальной образовательной программы), больше. Юноши и девушки в таких школах оценивают высшее образование как более доступное, позитивно относятся к школе, обладают более широким репертуаром средств самооценки, способов согласования притязаний и ресурсов, по сравнению со своими ровесниками из других школ.
В результате исследования были обнаружены противоречия и негативные общественные установки относительно ситуации поступления в Вузы. Первое рассогласование в представлениях респондентов: "без денег не поступишь", но их не хватает для поступления, а поступать надо, так как "без высшего образования сейчас не обойтись". Второе рассогласование между обнаруженными зависимостями и представлениями респондентов: параметр "Тип школы" влияет на самоопределение старшеклассников относительно ВО и видение ситуации поступления в Вузы, а большинство респондентов не считают значимыми внутренние ресурсы (такие как успеваемость, воля, умение планировать). Оказывается, что большинство выпускников Красноярского края собираются идти в Вуз, указывая в качестве основания на стереотипное мнение, что "без высшего образования сейчас не обойтись". При этом подавляющее большинство респондентов основным ресурсом для поступления считает деньги, а не знания, не желание и упорство и др. внутренние ресурсы. Денежные средства являются серьезным, но далеко не единственным, фактором расслоения общества, в т.ч. и ограничивающим доступ к ВО. Однако остальные факторы оказываются в восприятии респондентов по сравнению с денежным аспектом незначимыми. Среди таких факторов - социальные, региональные, психолого-педагогические (такие как успеваемость, тип школы, позиция педагогов и т.п.). С другой стороны, по мнению большинства респондентов денежных средств, так же как знаний, у них (их воспитанников) недостаточно для поступления. Важным результатом для нас оказалось то, что видение ситуации поступления у педагогов значительно отличается от представлений старшеклассников и родителей. Педагоги чаще придают значение формальным основаниям самоопределения старшеклассников, внешним ресурсам, необходимым для поступления (таким как деньги и подготовительные курсы), и меньшее значение придают успеваемости и самостоятельной работе старшеклассников. Можно интерпретировать это как отказ от принятия ответственности за переход старшеклассников на следующую ступень образования и неверие (такое же, как у подавляющего большинства остальных респондентов) в то, что старшая школа влияет на доступность высшего образования. Кроме того, данное рассогласование создает противоречия в консультативной деятельности педагогов (если она осуществляется), затрудняет выбор средств помощи старшеклассникам. Таким образом, мы вынуждены констатировать, что установки педагогов старшей школы оказывают тормозящее влияние на доступность высшего образования, и, основным фактором влияния является система учения-обучения, институциональное устройство старшей школы.
В соответствии с этими результатами исследования мы выделили три основных фактора, влияющих на доступность ВО:
- наличие в обществе непродуктивного мифа "без денег не поступишь", порождающего тотальную защитную реакцию у большинства респондентов относительно сложившейся ситуации доступности ВО;
- старшая школа в представлениях респондентов оказывается ненужной для перехода на следующую - Вузовскую - ступень образования;
- объективное влияние качества обучения в старшей школе на доступность ВО
Кроме выше перечисленных факторов, влияющих на представления о самоопределении старшеклассников относительно Вуза и видение ситуации поступления (тип школы, мифы о поступлении, доход семьи, позиция педагога), было зафиксировано влияние следующих параметров: тип местности, класс обучения, успеваемость, тип семьи, наличие в школе дополнительных предметов или углубленной программы изучения предметов. Такие параметры, как пол, профессиональная сфера деятельности родителей, источники информации, не являются ограничивающими доступ к ВО.
В качестве итога данного исследования можно отметить следующее. Совершенно очевидным является влияние социокультурных факторов на доступность высшего образования для населения. Однако и антропоцентрический подход, и практические меры, вытекающие из него, являются значимыми факторами, увеличивающими доступность высшего образования. Но поскольку это менее очевидно, обсуждение доступности высшего образования строится, как правило, вокруг преодоления барьера поступления в вуз. Тогда как необходимо принимать меры, направленные на повышение качества среднего образования, напрямую влияющего на продолжение образования старшеклассниками в высших учебных заведениях.
Содержательный отчет о работе проекта "Основательность ожиданий
старшеклассников как фактор доступности высшего образования"