Список категорий:


Образовательная инициатива на Северном Кавказе

Дата публикации 11.01.2007

Образовательная инициатива на Северном Кавказе

Формирование толерантной поликультурной среды в школах Северокавказского региона

Программа повышения квалификации "Формирование толерантной поликультурной среды в образовательных учреждениях"

Фото-галерея: 2007 2008
Презентация проекта, представленого на конференции в Вене
Форум

Разработчики и эксперты проекта

Красноярск: Б.И. Хасан , Е.Ю. Федоренко, А.В. Бутенко, Т.И. Юстус (Привалихина), Е.В. Громова (Недодел), Л.А. Новопашина

Британский Совет: Е.А. Ленская, М. Клюкина

Сочи: Н.Д. Эристави

Москва: А.Н. Тубельский, Е.Л. Рачевский, В.К. Бацын, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин

Санкт-Петербург: В.Н. Пронькин, А.Б. Гутников

Екатеринбург: И.А. Майнгарт

Самара: Е.Я. Коган

Представители Министерств

Миссия

Образовательная инициатива на Северном Кавказе направлена на обеспечение долгосрочной комплексной поддержки системы образования на Северном Кавказе с целью содействия устойчивому развитию региона и расширения возможностей трудоустройства для молодежи.

Введение

"Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить его в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры" (Томас).

Решение задач поликультурного образования требует усиления поликультурной составляющей в подготовке будущего учителя. В этой связи определенное значение приобретает теоретическое положение о поликультурности как важной составляющей профессионализма. Исходя из этого положения, студенты различных специальностей, особенно педагогических, "должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе" (Г.Д.Дмитриев).

Цель программы повышения квалификации

Формирование рефлексивно-мыслительной культуры педагога и руководителя, обеспечивающей способности к проектированию, прогнозированию и программированию своей профессиональной деятельности в условиях

Основная цель учебного модуля

Формирование рефлексивно-мыслительной культуры педагога, что в контексте идей поликультурного образования предполагает:

  1. Осознание относительности мнений и суждений, критический подход к господствующим в мире представлениям;
  2. Уважение чужого образа жизни и стиля поведения на основе понимания культурных различий;
  3. Анализ собственной системы ценностей и возможности интеграции элементов иных культур в эту систему ценностей и мышления.

Каждый из разделов программы модуля "Поликультурные основы педагогической деятельности":

  1. Оснащает будущего педагога средствами профессиональной деятельности, дает возможность создавать поликультурный климат в детском коллективе, что предполагает:
    • развитие терпимости по отношению к иному образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в культурном облике человека, которые могут привести к конфликтам между представителями различных социальных слоёв;
    • осознание того, что культурные различия и чужие культуры в целом влияют на эмоциональную сферу человека, становясь источником его переживаний и потребностных состояний;
    • развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, умение оценивать системы ценностей и норм по степени их исторически-конкретной важности для определённых видов деятельности;
    • формирование способности интегрировать элементы других культур в собственную систему мышления и ценностей.
  2. Имеет интерактивный характер и предполагает, что в ходе его изложения широко используются дискуссии, ролевые игры, самостоятельные исследования участников.
  3. В основу его реализации положен деятельностный подход, что является необходимым условием для формирования ключевых профессиональных компетенций будущих учителей, позволяющих учитывать специфику поликультурной реальности при проектировании образовательных стратегий, транслировать в профессиональной деятельности ценности поликультурного образования.

Программа модуля включает в себя культурологические, этноисторические знания; основные идеи, понятия, задачи поликультурного образования; формирует понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве. В основу программы легли положения, сформулированные в международном документе ЮНЕСКО "Декларация по политике в области культуры":

  1. Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру.
  2. Утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой её существованию.
  3. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждую группу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания.
  4. Ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом.
  5. Культурные особенности не нарушают единство всеобщих ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными. Многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции.
  6. Международное сообщество считает своим долгом сохранять и защищать культурное наследие каждого народа.
  7. Все это требует такой культурной политики, которая бы охраняла, развивала и обогащала самобытность и культурное наследие каждого народа, обеспечивала полное уважение культурных меньшинств и других культур мира. Незнание культуры той или иной группы или её уничтожение обедняет человечество в целом.
  8. Необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и права каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать её уважение.
  9. Все культуры составляют единое целое в общем наследии человека. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других.

Эти принципы творчески преломляются в содержании курса с учетом реалий Юга России

Содержание программы повышения квалификации

Модуль 1. Поликультурные основы педагогической деятельности.

Введение. Теория, практика и перспективы поликультурного образования.

Особенности проявления культурных различий. Многообразие культур: современная реальность. Основные факторы проявления культурных различий: этническая идентичность, половая и родовая идентичность, социальное расслоение, альтернативное развитие, конфессиональная идентичность. Миграция и ее последствия

Особенности восприятия культурных различий. Стереотипы и предрассудки. Социальные, этнические установки. Роль СМИ в формировании общественного мнения.

Особенности межкультурной коммуникации. Основные принципы коммуникации; влияние культуры на восприятие и коммуникацию в ее различных сферах и видах. Вербальная и невербальная коммуникация. Межкультурный аспект. Типология и способы разрешения межэтнических конфликтов.

Сущность профессионализма социально-педагогической деятельности. Поликультурная компетентность. Методы и техники решения проблемных ситуаций межкультурной коммуникации.

Формы контроля:

Промежуточный контроль по программе учебного курса модуля "Поликультурные основы педагогической деятельности" осуществляется в форме дискуссий и рефлексий по итогам упражнений и деловых игр.

Итоговый контроль по программе учебного курса модуля "Поликультурные основы педагогической деятельности" осуществляется в форме презентации сценария решения проблемной ситуации с использованием активных методов групповой работы.

Литература:

  1. Аракелян О.В. Поликультурное образование как фактор гражданского равновесия // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2002. - №6. - С.103-108.
  2. Воробьев С.М., Ерохин А.М. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 136 с.
  3. Гаганова О.К. Понятие "поликультурное образование" в американской педагогике: этапы становления и дефиниции // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - 2002. - №4. - С.175-180.
  4. Гайнанова О.В. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя как условие повышения качества подготовки студента // Приложение к теоретическому и научно-методическому журналу "Среднее профессиональное образование". - 2002.- №1. - С.55-63.
  5. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999. - 390 с.
  6. Давыдов В.П., Рахимов О.Х. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста // Инновации в образовании - 2002. - №2. - С.62-83.
  7. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в США и Канаде // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - 2002. - №4. - С.79-87.
  8. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
  9. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
  10. Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 736 с.
  11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001. №1756 р).
  12. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (одобрена в основном Всероссийским совещанием работников образования в январе 2000 г.).
  13. Костин Р.А. Миграция и ее последствия. //[http://www.soc.pu.ru:8101/publications/conf97-1/art10.html].(04.09.03)
  14. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.
  15. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. -272 с.
  16. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 320 с.
  17. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
  18. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 448 с.
  19. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 224 с.
  20. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла.//Психологический журнал -1999 -№31.- Т.20.с.48-52.
  21. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии- 1997. - № 11. - С. 46- 54.
  22. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. - №4. - С.3-10.
  23. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию в народных традициях // Педагогика. - 1999. - №2. - С.30-35.
  24. Платонов Ю.П. Этническая психология //СПб.: "Речь", 2001.-320с.
  25. Пособие по гражданскому образованию. / Под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина - М: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2000. - 153 с.
  26. Разина Н.А. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования // Завуч. - 2001. - №4. - С.113-136.
  27. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.
  28. Сажин Д.В. Поликультурализм: теория и практика / Под ред. Л.Г. Брылевой. - СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 75 с.
  29. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002. 176 с.
  30. Сыродеева А.А. Поликультурное образование. - М.: МИРОС, 2001. - 190 с.
  31. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. - 1999. - №2. - С.30-35.
  32. Шалин В.В. Образование и формирование культуры толерантности // http://www.1september.ru/ru/his/2002/11/3.htm
  33. Жирным шрифтом выделены источники, рекомендуемые участникам для самостоятельной работы при изучении курса.

Модуль 2. Менеджмент инноваций.

Введение. Современный инновационный менеджмент и его особенности в образовательной сфере и на уровне школы.

Особенности управления в решении задач воспроизводства и трансляции культуры и развития. Баланс между инновационными и стабильными процессами.

Специфика решения задач согласования и обеспечения баланса интересов инновационных и традиционных групп персонала и др. субъектов в образовании.

Специфика решения задач согласования интересов различных социальных и культурных групп и обеспечения современных образовательных результатов.

Специфика в построении баланса отраслевых управленческих схем в руководстве образовательным учреждением и современных форм самоуправления.

Особенности действия базовых и локальных правовых институциональных форм при управлении инновационными процессами.

Основные компетенции современного менеджера образования.

Специфика образовательного менеджмента в сложных социальных условиях.

Формы контроля:

Промежуточный контроль - участие в фокус-группах и оформление портфолио.

Итоговый контроль - конструирование и решение кейсов по выбранной теме.

Литература:

  1. Правовые проблемы модернизации образования. ГУ ВШЭ., М., 2002.
  2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системамию ЦИЛП МВШСН. М., 2004.
  3. Тенденции развития образования: проблемы управления образованием региона. Ч.4. Школа, ее партнеры и ресурсы. МВШСН. М., 2005.
  4. Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. Библиотека директора школы. №4 М., 2004.
  5. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. М., Просвещение, 2004.
  6. Собкин В.С., Писарский П.С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. ЦСО РАО РФ., М., 1998.

Модуль 3. Эмоциональная компетентность как ресурс личностной и профессиональной эффективности.

Введение. Понятие эмоциональной компетентности (эмоционального интеллекта). Современные тенденции эмоционального развития человека в России и за рубежом.

Эмоциональная компетентность и личностная эффективность человека. Эмоциональная компетентность как неотъемлемая составляющая социальных и когнитивных компетентностей. Значение эмоциональной компетентности в поликультурной среде.

Основные составляющие эмоциональной компетентности. Личностная саморегуляция, осознание и управление собственными эмоциями. Эффективное взаимодействие с окружающими. Понимание и принятие эмоциональных состояний окружающих людей.

Особенности и условия развития эмоциональной компетентности. Расширение эмоционального диапазона в детстве. Условия развития понимания эмоциональных переживаний и регуляции эмоций. Роль социальных институтов в развитии эмоциональной компетентности. Особенности культуры и специфика выражения эмоций. Межкультурные стереотипы и традиции переживания эмоциональных состояний. Вербальные и невербальные формы проявления эмоций. Эмоциональный словарь.

Эмоциональная компетентность в педагогической деятельности. Способы разрешения сложных эмоционально напряженных ситуаций. Техники развития эмоциональной грамотности учащихся. Методы оценки личностных ресурсов с точки зрения различных аспектов эмоциональной компетентности.

Формы контроля:

Промежуточный контроль по программе учебного курса модуля "Эмоциональная компетентность как ресурс личностной и профессиональной эффективности" осуществляется в форме дискуссий и рефлексии по итогам участия в упражнениях и выполнения заданий. Обсуждения, предполагают анализ собственного эмоционального опыта участников; методический анализ упражнения с точки зрения цели упражнения, способов достижения цели, результата и эффективности относительно поставленной цели.

Итоговый контроль: разработка и презентацию проекта внедрения или программы семинара-тренинга с четким адресатом для конкретной школы.

Литература:

  1. Андреева А.Д. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб.статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006. - С.7-11.
  2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к "исчезновению"? // Психологический журнал. Минск, 2006. - №1.- С. 28-32.
  3. Андреева И.Н. Эмоциональное неблагополучие в сфере межличностных отношений и отклоняющееся формирование личности подростка // Вестник ПГУ. Серия А. Гуманитарные науки. - 2000. - С. 127-130.
  4. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. М.: Олма пресс. 2003.
  5. Выготский Л.С. Собр. сочинений - М. - Т.2. 1982.
  6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
  7. Гиппиус С. Гимнастика чувств. М.: Олма пресс. 2003.
  8. Гоулман Д., Р. Бояцис, Э. Макки Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес букс.2005. 300 с.
  9. Гассин Э.А. Психология прощения // Вопросы психологии. - № 4. 1999г.
  10. Горскова Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру// Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. - СПб. 1999.
  11. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. Питер 2005.
  12. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Санкт-Петербург: Речь, 2002. 173с.
  13. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1977.
  14. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.
  15. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: Сфера, 2003. 96с.
  16. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия //Семейная психология М.: с. 96-106
  17. Захаров А.И. Детские неврозы. Санкт-Петербург. Респекс. 1995.190с.
  18. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  19. Изард К. Эмоции человека. М.,1980.
  20. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.
  21. Лафренье П.Эмоциональное развитие детей и подростков. М.: Олма пресс. 2004.
  22. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций: Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  23. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.
  24. Марк Девис. Проверьте свой EQ. TEST you EQ. Умны ли вы эмоционально? М.: Рипол классик, 2006.190с.
  25. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. - Псков: ПГПИ, 2004. - 60 с.
  26. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М: "КСП+", 2003. -272 с.
  27. Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психол. ж-л. Т.13. № 3. 1992.
  28. Слепкова В.И., Liet T. De Vries-Geervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии.Сб. научн. тр. - Мн., 1997. -С.130-137.
  29. Профилактика несвободы. Хасан Б.И., Дюндик Н.Н. Федоренко Е.Ю., и др. М.: Бонфи, 2003.

Модуль 4. Социальные исследования в образовании и проекте.

Введение. Проведение анализа социальной проблемы нередко сталкивается с недостаточностью фактов и данных для изучения этого явления и выявления основных тенденций происходящих в образовании. В таком случае необходимо проведение специального эмпирического исследования.

Цель: приобретение опыта проведения социальных исследований и навыков использования данных, полученных в разных типах социальных исследований.

Формы контроля:

Промежуточный контроль - Драфт эссе "Заказ на социальное исследование "Толерантная поликультурная среда в образовательных учреждениях"

Итоговый контроль - краткий отчет (резюме), содержащий основные выводы для будущих управленческих решений на материале проведенных исследований.

Литература:

  1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М., 1999.
  2. Кравченко А.И. Основы социологии. -М.,1992.
  3. Никитина О.Н. Социология образования - М., 2002
  4. Собкин В.С., Емельянов Г.А. Динамика становления исследований по социологии образования (в период 60-90 годов). - Социология образования. Труды по социологии образования. Том 1, вып. 1. - М.: Центр социологии образования РАО, 1993.
  5. Социология. Наука об обществе. -Харьков, 1996.
  6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.:Наука, 1987
  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998

Модуль 5. Конфликтная компетентность.

Введение. Теория и практика конфликта в образовании. Конфликтная компетентность и толерантность.

Анализ конфликта. Конфликт в системе психологических понятий. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Конфликтная ситуация и ее динамика. Функциональное описание конфликта. Структурное описание конфликта. Процессуальное описание конфликта.

Конфликтное поведение. Участники конфликта. Стратегии и тактики в разрешении конфликтов. Психология конфликтного взаимодействия. Коммуникация в конфликтной ситуации.

Модели разрешения конфликтов. Конфронтация. Арбитраж. Переговоры. Посредничество. Специфика разрешения конфликтов в условиях школы. Правовой аспект.

Становление конфликтной компетентности в школьных возрастах. Структура конфликтной компетентности. Образовательные условия и методы ее формирования.

Формы контроля:

Промежуточный контроль - Анализ типичной конфликтной ситуации, выполненный в группах в рамках тренинговых занятий.

Итоговый контроль - разработка занятия (цикла занятий) по эффективному поведению в конфликте для школьников, с учетом особенностей образовательного учреждения.

Литература:

  1. Василюк ф.Е. Психология переживания. МГУ. М.: 1984
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. Питер. СПб. 2000.
  3. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Прогресс. М.: 1993.
  4. Корнелиус Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хрестоматия по социальной психологии. М.: Междунар. Пед. академия, 1994.
  5. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000.
  6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  7. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.
  8. Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.
  9. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М., 1996.
  10. Хасан Б.И. Сергоманов П.А. Привалихина Т.И. Эффективное поведение в конфликте. Учебно-методический комплект. СМИО-пресс, С-Пб, 2006.
  11. Хасан Б.И. Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Мирос. М.2001
  12. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт.//Вопр. психологии №2, 2000.

Категория участников

специалисты министерств, руководители образовательных учреждений, педагоги, психологи.

Требования к уровню подготовки участников

Участники курсов должны знать:

  • основные факторы проявления культурных различий, их влияние на процесс межкультурного взаимодействия;
  • сущность стереотипов и предрассудков, их влияние на процесс межкультурного взаимодействия;
  • типы поведения в конфликтной ситуации и способы урегулирования конфликтов;
  • причины и возможные последствия миграции;
  • информацию о различиях в речевых стандартах и способах невербального общения представителей различных культур, наций, этносов.

Участники курсов должны уметь:

  • осуществлять саморефлексию и самооценку собственной деятельности;
  • создавать и поддерживать поликультурный климат в детском коллективе, поощрять проявления поликультурности;
  • создавать демократическую атмосферу свободы слова в детском коллективе, в котором никто не боится быть наказанным, осмеянным или униженным за свою точку зрения;
  • проявлять чувствительность и справедливость к правам учащихся;
  • определять свою позицию в классе, как культурного посредника между разными культурными группами учащихся;
  • эффективно использовать различные методы и технологии решения проблемных ситуаций по вопросам поликультурности;
  • переоценивать содержание пройденного материала, использованных методов обучения и воспитания, чтобы определить, какие вопросы культурного плюрализма можно было бы интегрировать в план своей работы;
  • использовать данные социальных исследований в управленческой и административной деятельности;
  • интерпретировать и использовать в своей работе данные широкого круга социальных исследований;

Сроки обучения: 72 часа курсовой подготовки могут быть вычитаны в течение двух сессий (декабрь 2006 г., февраль 2007 г.).

Итоги проекта "Образовательная инициатива на Северном Кавказе"

Мы планировали, что в результате проекта в республиках Северного Кавказа появятся региональные республиканские центры на базе общеобразовательных учебных заведений, которые будут с одной стороны аккумулировать у себя ресурсы для гражданского образования, с другой - будут продолжать эту деятельность, продвигать основные технологии формирования соответствующих установок, социальных позиций и компетенций прежде всего, что они будут такими распространителями этих компетенций.

В команде принимали участие три республики: Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия - и регион Большого Сочи, кроме того принимали участие сотрудники аппаратов Министерств, которые должны были обеспечивать эту деятельность в регионах.

Что удалось в конечном итоге? Мы предложили команде, которая принимала участие, избыточный набор модулей, но главным образом они передавались в виде материалов, в виде методических рекомендаций и указаний, и непосредственно как тренинги. То есть участники сначала сами проходили эту подготовку.

Для нас важно было отслеживать два типа результатов: один тип результатов - это собственно некоторые изменения самих участников, потому что не смотря на то, что ведомства отбирали людей, как им казалось, более готовых к такого рода работе, тем не менее, на старте проекта мы видели, что люди переживают одно, а демонстрируют другое, в значительной мере они закрыты, и у нас были серьезные проблемы относительно адекватного понимания, но об этих проблемах мы скорее догадывались, они нам не демонстрировались. Что это за трудность? Дело в том, что особенность наших участников в том, что они сами непосредственно переживали последствия событий, связанных с военными действиями, с ухудшением социально-экономической ситуации, с миграционными процессами, это прямо с ними происходило. И понятно, что они не внешние, по отношению к этим событиям, люди, и они еще не пережили этого всего, у них есть множество напряжений. С одной стороны они это переживают и понимают, с другой стороны для них, как жителей этого региона, представителей этих республик, не характерна апелляция к сочувствию, у них есть установка самодостаточности. И они в значительной мере изначально с одной стороны признавали, что проблема есть, а с другой стороны наличие конфликтов и острых ситуаций отрицали. Иногда складывалось такое впечатление, что вокруг все плохо, а у них такой маленький мирок, оазис, где все нормально, кроме того, даже иногда мы встречали ситуации, когда участники говорили, что вокруг этих событий больше мифов, чем действительности, чем реальных вещей. То есть занимали такую защитную позицию, а это было ровно то, что должно было по нашей программе быть преодолено вместе с участниками, нам важно было, чтобы они сами в себе преодолели это напряжение и отчужденность и отстраненность, чтобы они не отрицали и скрывали конфликты, а учились их разрешать. Поэтому в качестве одного из результатов, нам важно было, чтобы с самими участниками начали происходить такие изменения в сторону большей открытости, в сторону большей рефлексии, способности работать с собственными трудностями, как с некоторым предметом.

Второй тип результатов - это, понятно, что нам было важно, чтобы участники проекта освоили и даже авторизовали те образовательные программы, тренинги, модули, которые мы им предлагали. Предлагаемые модули: это критическое мышление, конфликт, правовое пространство, педагогическая поддержка, поликультурное образование, инновационный менеджмент и т.д.

Мы получили результат и по первому и по второму. В действительности сложились вполне партнерские отношения, когда начали появляться совместные проекты. Возник сетевой характер отношений. Люди перестали изображать безпроблемные состояния, и более критически трезво оценивают ситуацию, в том числе и собственные ресурсы. Что касается модулей, то в результате экспертной поездки это было хорошо видно, что живут, действуют, работают модули по конфликтной компетентности, по критическому мышлению, по правовому пространству, образовательные программы поликультурного образования.

Интересно, что все они работают в двух вариантах. Один - это когда модули не по отдельности представлены, а синтезирующие, собирающие в себе в каких-то формах занятий материал из разных модулей. Мы их предъявляли как самостоятельные, отдельные тренинги тематические, они же их используют скорее как интегрированные и собранные из разных форм общие занятия по гражданскому образованию или по поликультурным формам взаимодействия, связанным с формированием толерантного сознания и т.д. Очень активно используется проектирование, потому что сами участники к течение этого проекта разрабатывали собственные локальные проекты, получил по этим проектам гранты, и не по книжкам теперь знают, что такое проектирование, что такое зарабатывание на проектировании, что такое собственный проектный бюджет и т.д. Это фактически работает.

Часть из них совершенно однозначно стали действительно региональными методическими центрами, и это не просто готовность психологическая и ресурсная, а это буквально уже и институциональные решения, то есть они по факту приглашают своих коллег, собираются и участвуют в этих программах, в том числе и со статусом повышения квалификации.

Представители из Зольского района из Кабардино-Балкарии уже прошедшим летом провели лагерь пробный, и, похоже, что этот проект еще раз будет реализован, и у лагеря есть перспектива стать ежегодным летним лагерем для всего этого проекта.

Наша поддержка сейчас скорее приобретает ресурсный и консультационный характер. Группы приобрели достаточную самостоятельность, и если они будут поддержаны на региональном уровне, то у них вполне достаточно уже сил для активной самостоятельной деятельности.