Список категорий:
Подготовка и переподготовка преподавателей и администраторов педагогических колледжей для реализации программ гражданского образования
Подготовка и переподготовка преподавателей и администраторов педагогических колледжей для реализации программ гражданского образования
Научный руководитель - д. психол. наук, профессор Хасан Б.И.
Данный проект является логическим продолжением четырех предыдущих проектов: "Переподготовка педагогов для реализации программ гражданского образования в Красноярском крае", "Разработка учебных материалов по демократизации школы и гражданскому образованию для высшего педагогического образования" и "Подготовка и переподготовка педагогов высшей школы для реализации программ гражданского образования", которые реализовывались при поддержке Британского Совета, и проекта "Подготовка и переподготовка педагогов педагогических колледжей для решения задач гражданского образования", осуществляющегося при финансовой поддержке Главного управления образованием Красноярского края.
Попытки решения современной проблемы воспитания через становление гражданского образования в общеобразовательных школах России привели к появлению нового поколения практических программ, а также различных курсов подготовки и переподготовки педагогов. Опыт проектов по гражданскому образованию, реализовывавшихся на базе Института психологии и педагогики развития, показали успешность и эффективность комплексной подготовки учителей.
Практика на основе разработанных курсов в вузах Москвы, Ярославля, Сочи, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Омска, Красноярска и в др. показала соответствие этих программ компетентностному подходу.
Одним из важных направлений развития этого проекта, на наш взгляд, является его внедрение в систему среднего специального педагогического образования.
В разработанном проектной командой серии учебно-методических пособий значительное место и время отводится коммуникативным формам совместной коллективной работы, носящей творческий характер; самостоятельной индивидуальной работе с учебными материалами; занятиям, направленным на формирование компетентностей: критического мышления, навыков проектной деятельности, умения разрешать конфликты и др. Особенности такого подхода требуют специальной подготовки преподавателя как тренера. Кроме того, само содержание курсов, разработанных в ходе предыдущих проектов, является инновационным и требует переподготовки преподавателей. Тренинговые курсы могут использоваться не только педагогами Вузов, для которых первоначально они были разработаны, но и педагогами колледжей. Именно на эту группу мы хотим направить настоящий проект.
Идея проекта: гражданское образование не только через внедрение знаниевого компонента, а через формирование социальных компетентностей и навыков.
Цель проекта: создание обученных команд преподавателей педагогических колледжей, которые смогут передать своим студентам способы формирования социальных компетентностей и навыков.
Задачи проекта:
- Провести трехдневный семинар по теме "Правовая компетентность" для Красноярского педагогического колледжа №1.
- Провести два трехдневных семинара по теме "Конфликтная и коммуникативная компетентность и ведение переговоров" для Ачинского педагогического колледжа.
- Провести трехдневный семинар по теме "Правовое образование" для Енисейского педагогического училища.
- Провести трехдневный семинар по теме "Интерактивные техники" для Красноярского педагогического колледжа №1.
- Провести трехдневный семинар по теме "Конфликтная компетентность и ведение переговоров" для Енисейского педагогического училища.
- Обеспечить все вышеперечисленные педагогические колледжи межсессионным консультированием.
Целевые группы
Непосредственные участники проекта:
- Преподаватели педагогических колледжей (Красноярска (№1), Енисейска и Ачинска).
- Студенты педагогических колледжей (Красноярска (№1), Енисейска и Ачинска).
- Школьники, которые в будущем будут учиться у нынешних студентов колледжей.
Результатами проекта будут являться:
- Компетентные педагоги (20 человек в каждом колледже), владеющие способами передачи социальных компетентностей и навыков в рамках тем семинаров.
- Студенты педагогических колледжей, владеющие новыми социальными компетентностями и способами их передачи школьникам.
- В 2005-06 учебном году введение новых факультативных учебных курсов в учебный план колледжей.
- В 2006-07 учебном году появление нового стандарта подготовки студентов в рамках компетентностного подхода (региональный компонент) и введение обязательных курсов в учебный план колледжей.
- Начиная с 2008 года школьники, владеющие новыми социальными компетентностями и навыками (ученики нынешних студентов колледжей).
Результаты, имеющиеся на настоящий момент:
- Проведен форум "Гражданственность через образование" (2007)
- Реализована новая программа, новый стандарт образования: в Енисейском пед.колледже уже произошло два выпуска специалистов на новой специализации
- Проведены семинары по критичекскому мышлению (2006-2007)
Проект реализуются при финансовой поддержки Главного управления образования администрации Красноярского края.
В составе проектной группы:
Красноярск: В. Башев, А. Дорохова, Т. Юстус (Привалихина), Е. Громова (Недодел), Б. Хасан, Е. Ходос, А. Бутенко, Т. Харламова.