Список категорий:


Разработка учебных материалов по демократизации школы и гражданскому образованию для высшего педагогического образования

Дата публикации 01.04.1999

Разработка учебных материалов по демократизации школы и гражданскому образованию для высшего педагогического образования

Исполнители проекта:

  • "Гражданский фонд" (Великобритания)
  • Йоркский университет (Великобритания)
  • Университет Российской академии образования (Россия)
  • Красноярский государственный университет (Россия)
  • Красноярский региональный центр развития образования (Россия)

Продолжительность работ по проекту: апрель 1999 г.—март 2001 г.

Цели проекта:

  1. Распространение в школах России идей и практики демократического гражданского образования.
  2. Обновление форм и содержания подготовки будущих педагогов для демократизации учебного процесса в школах.
  3. Обновление форм и содержания профессиональной педагогической подготовки в области гражданского образования в высших учебных заведениях России.

Задачи проекта на отчетный период:

  1. Исследовать состояние профессиональной педагогической подготовки в области демократизации школы и гражданского образования в России, изучить зарубежный опыт.
  2. Разработать принципиальные подходы к подготовке будущих педагогов в области демократизации школы и гражданского образования.
  3. Разработать первый вариант учебных курсов (учебно-методические комплекты) как часть общепедагогической подготовки для педагогических специальностей высших учебных заведений:
    • "Разрешение конфликтов и ведение переговоров";
    • "Критическое мышление";
    • "Возрастной подход в гражданском образовании";
    • "Учебное сотрудничество и коммуникация";
    • "Теория и практика демократического образования";
    • "Педагогическая поддержка ребенка в сфере гражданского образования";
    • "Скрытые реальности школы";
    • "Социология образования".
  4. Разработать первый вариант учебных курсов (учебно-методические комплекты) как часть специальной подготовки для студентов высших учебных заведений, получающих подготовку как социальные педагоги, учителя истории, экономики, права, обществознания:
    • "Проблемно-рефлексивный подход в преподавании";
    • "Правовое пространство школы и формирование опыта демократического поведения учеников и учителей";
    • "Методика преподавания курсов "Человековедения" в школе";
    • "Поликультурное образование";
    • "Педагогика, центрированная на ребенке".
    • Апробировать разработанные учебные курсы на педагогических специальностях высших учебных заведений.

Полученные результаты (запланированные и незапланированные):

  • Выработаны общие рекомендации по разработке курсов, требования к формату учебно-методического комплекта и форма отчета по проведению апробации курса
  • Подготовлены аннотации курсов
  • Подготовлены тематические программы курсов
  • Разработаны первые варианты материалов курсов согласно формату
  • Подготовлена анкета для студентов
  • Проведена первая апробация курсов высших учебных заведениях.
  • Проведено двенадцать семинаров авторов курсов.
  • Проведена презентация проекта на ряде конференций по гражданскому образованию.

Проведенные мероприятия:

  • Согласование плана работы красноярской и московской команд—апрель 1999 г.
  • Семинар представителей красноярской и московской команд по разработке общих рекомендаций к курсам и утверждения списков курсов—Москва, 16 мая 1999 г.
  • Презентация проекта на Всероссийской конференции по гражданскому образованию (Москва, май 1999 года).
  • Семинар красноярской авторской команды и заседание редакционной коллегии по разработке формата учебно-методического комплекта и формы отчета по проведению апробации курса—Красноярск, 14 июня 1999 г.
  • Семинар московской авторской команды по согласованию разработанных документов—Москва, 15 июня 1999 г.
  • Семинар красноярской команды с Тони Торпом и Александром Уваровым по согласованию программы поездки в Великобританию и обсуждению хода работы по проекту—Красноярск, 9 сентября 1999 г.
  • Презентация и обсуждение проекта на межрегиональной конференции "Гражданское образование—путь к демократическому обществу" (Петербург, октябрь 1999)
  • Поездка российских участников в Великобританию для изучения опыта работы—1-8 ноября 1999 г.
  • Семинар руководителей проекта по корректировке плана работы, требований к формату учебно-методического комплекта—Йорк, 4 ноября 1999 г. (приложение).
  • Презентация проекта на Международной конференции "Образование для демократической гражданской культуры" (Варшава, ноябрь, 1999)
  • Семинар московской команды по подготовке учебных материалов и апробации курсов—Москва, 24 декабря 1999 г.
  • Семинар красноярской команды по обсуждению первых вариантов разработанных материалов и апробации курсов—Красноярск, 26 декабря 1999 г.
  • Семинар московской команды по подготовке учебных материалов и апробации курсов—Москва, 27 января 2000 г.
  • Семинар красноярской команды по обсуждению первых вариантов разработанных материалов и апробации курсов—Красноярск, 7 февраля 2000 г.
  • Семинар московской команды по подготовке учебных материалов и апробации курсов—Москва, 12 февраля 2000 г.
  • Семинар красноярской команды по подготовке учебных материалов и апробации курсов—Красноярск, 2 марта 2000 г.
  • Семинар московской команды по подготовке учебных материалов и апробации курсов—Москва, 1 марта 2000 г.

Разработанный пакет учебных материалов

Состав пакета материалов, подготовленных в ходе двухлетнего проекта, определился двумя обстоятельствами:

  • желанием авторов "покрыть" основные направления профессиональной подготовки учителей в области гражданского образования, как мы его понимаем,
  • опытом и интересами авторского коллектива проекта.

В результате, нам в той или иной мере удалось отобразить три аспекта этой проблемы: общепедагогический, инструментальный и методический.

Общепедагогический аспект сравнительно полно рассмотрен в курсах:

  • Поликультурное образование (А.А. Сыродеева)
  • Правовое пространство школы (А.Н. Тубельский)

Инструментальный аспект представлен четырьмя курсами:

  • Разрешение конфликтов и ведение переговоров (Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов)
  • Кооперация в учении (А.Ю. Уваров)
  • Критическое мышление (Е.А. Ходос)
  • Педагогическая поддержка ребенка (Н.Н. Михайлова, С. М. Юсфин)

Перечень этих курсов мог бы быть существенно шире, однако их подготовка требует весьма много времени и достаточно изощренной методической проработки. Будем надеяться, что в будущем этот перечень заметно расширится.

Методический аспект представлен тремя курсами:

  • Методика преподавания курсов "человековедения" в школе (Б.И. Хасан, А.В. Дорохова)
  • Проблемно-рефлексивный подход к построению курсов обществознания в школе (В.В. Башев, И.Д. Фрумин)
  • Социологические исследования в образовании (Н.В. Никитина)

Мы сознательно не включили в предлагаемый пакет курсы, связанные со специальной предметной подготовкой учителей: экономика, политика, право, обществоведение и т.п. С одной стороны, таких курсов подготовлено уже достаточно много и их создание не связано с преодолением существенных педагогических трудностей. С другой стороны, мы стремились сконцентрироваться на собственно педагогических аспектах подготовки будущих учителей в области гражданского образования.

Каждый из курсов по-своему уникален. Вместе с тем, все они отвечают некоторым общим принципам, выработанным в авторском коллективе.

  • Каждый курс имеет интерактивный характер и предполагает, что в ходе его изложения широко используются дискуссии, проектные разработки, самостоятельные исследования студентов.
  • Общее предметно-тематическое содержание курсов составлено как комплекс взаимодополняющих областей (дисциплин), что обеспечивает условия для достижения общей гражданской компетентности учащихся.
  • При разработке содержания курса и методов учебной работы авторы следовали деятельностному подходу. Существенная часть содержания курсов представлена не в виде "знаний о ...", а в виде способов действия.
  • Материал каждого из разработанных учебно-методических пособий является общим и для преподавателя (учителя) и для студента (ученика). Учебный материл, методическая составляющая а и "хрестоматийная" часть (материалы для чтения, упражнений, самостоятельной работы и т.п.) собираются вместе под одной обложкой создаваемого учебного пособия. Тем самым демонстрируется принципиальное равенство позиций участников учебного процесса, неприемлемость манипуляций всех видов.
  • Излагаемые в пособиях методические рекомендации ценны не в деталях, а как каркас, с помощью которого авторы пытались намекнуть на некоторый инвариант. Авторы не ожидают, что следующие за ними преподаватели будут воспроизводить детали.
  • В современном образовании естественно выделяются два контекста:
  • Традиционный (который уже стал нормой). И здесь нечего рефлектировать. Каждый раз, когда мы встречаемся с ситуацией, хорошо ложащейся в традиционный контекст, надо действовать традиционно с заданным уровнем успешности.
  • Не традиционный. Мы понимаем, что действия в этом контексте существуют (и существовали) всегда и всегда направлены на изменение существующей парадигмы (традиционной ментальности педагогов). В результате, соответствующие действия всегда конфликтны. Наша задача: каждый раз, когда мы встречаемся с этой ситуацией (а она в наших курсах типична) сделать этот конфликт культурным, рефлектировать его, переводить в продуктивное русло.

Педагогика—одна из авторских версий прочитывания жизни. То, что изучают в педагогика—это всегда прецедент. Поэтому, при развертывании методики изучения предлагаемых курсов авторы стремились, как правило, воспроизводить следующую схему:

  • демонстрировать студентам их собственный стереотип сознания;
  • сталкивать эти стереотипы с реальной ситуацией;
  • выделять ситуации из жизни школы и предлагать строить учащимся свою собственную деятельность.

Коль скоро наша задача—сменить парадигму педагогического сознания, предлагаемые учебные пособия нельзя просто дать читать студентам (или преподавателям). Их надо "проиграть" в реальной жизни учебной группы. Отсюда ясно, почему авторы считают принципиально важным использование активных методов обучения—дискуссий, игровых процедур, проведение исследований. Соответствующая учебная работа должна постоянно опираться на личный опыт студентов: собственный опыт ученичества, опыт первых педагогических проб.

Как пользоваться материалами пакета

В идеале эти учебные курсы должны использоваться как единый пакет, на основе которого может быть выстроена специализация по гражданскому образованию. Но возможно и частичное использование предполагаемых учебных материалов в качестве отдельных специальных курсов.

Включение учебных курсов по гражданскому образованию в учебный план наиболее целесообразно на том этапе, когда, с одной стороны, уже изучены основные теоретические курсы в области педагогики и социальных наук, с другой стороны студенты уже проходили педагогическую практику и имеют некоторый опыт педагогической деятельности.

Важной особенностью каждого курса является то, что он не только оснащает будущего педагога необходимыми средствами профессиональной деятельности, способствуя становлению у него, гражданских ценностей, но и дают ему возможность проводить соответствующие занятия с детьми и создавать необходимые условия в классе и школе для становления таких ценностей и опыта у детей.

Педагогические вузы могут по разному использовать данный пакет. Возможно включить его целиком в учебный план , объем часов позволяет сделать его основой новой специализации -педагог гражданского образования или специальной магистратуры—магистр гражданского образования. Возможно использовать каждый материал отдельно как спецкурс для студентов различных факультетов, или объединять 2-3 спецкурса. В таком случае наиболее целесообразным авторы считают взять по одному курсу из каждой вышеназванной группы. Любой вариант использования предлагаемого пакета, по мнению авторского коллектива, послужит позитивным преобразованиям как высшего педагогического, так и общего среднего образования.

Оценка результатов проекта:

  • промежуточные результаты проекта обсуждались на конференции Британского Совета "Образовательные проекты" в Красноярске в сентябре 1999 года;
  • аннотации курсов обсуждались в ноябре 1999 года на семинаре в рамках Международной конференции "Гражданское образование—путь к гражданскому обществу" (Петербург, 1999) с участием профессоров Гарвардского университета и университета штата Гавайи (США), экспертов Совета Европы. Были получены высокие оценки как актуальности предложенных курсов, так и их дизайна;
  • развернутые программы курсов были прорецензированы специалистами Красноярского госуниверситета, Московского государственного педагогического университета, Университета Российской академии образования;
  • были подготовлены анкеты для студентов по их оценке учебных материалов. Анкеты будут проведены в апреле-мае 2000 года.

Координация с деятельностью других международных организаций:

  • материалы проекта были высоко оценены участниками российско-американского проекта "Гражданское образование для информационного века". Он ставит своей главной задачей разработку учебных материалов по обществознанию для старшей школы. Вместе с тем этот проект предполагает большую программу повышения квалификации учителей и специальную подготовку учителей. Руководителями российско-американского проекта было высказано пожелание использовать материалы российско-британского проекта по гражданскому образованию для подготовки учителей к преподаванию новых курсов обществознания;
  • американская организация ACTR перечислила по $10000 для приобретения видеооборудования для ресурсного центра в Красноярске и тренинг-центра в Москве.
  • в рамках проекта Совета Европы "Образование для демократической гражданской культуры" был разработан ряд программ обучения педагогов, которые частично используются при разработке курсов в рамках российско-британского проекта.

Распространение результатов проекта:

Апробация разработанных курсов проходила в Красноярском государственном университете, Московском государственном педагогическом университете, Университете Российской академии образования. В дальнейшем преподавание разработанных курсов предполагается вести также в Московском городском педагогическом институте, Красноярском государственном педагогическом университете, Лесосибирском государственном педагогическом институте. Разработанные учебно-методические комплекты курсов грифованы в Министерстве образования Российской Федерации и предложены для внедрения педагогическим ВУЗам страны.