Список категорий:
Фактор школы в образовательных и трудовых траекториях выпускников
Совместный с ГУ ВШЭ исследовательский проект
«Фактор школы в образовательных и трудовых траекториях выпускников»
На сегодняшний день практика оценки эффективности деятельности образовательных учреждений апеллирует в основном к учебным результатам или к образовательным условиям, т.е. к статическим характеристикам, которые проявляются в рамках учебно-дисциплинарного подхода и тесно связаны с предметным содержанием учебных программ. Редко анализируется перенос умений, появившихся в результате обучения, в области, не связанные с данным учебным предметом, т.н. общеучебные достижения учащихся ОУ. Еще реже рассматриваются отдаленные образовательные результаты. Однако такая постановка вопроса уже заявлена и находит свое отражение, например, в установленной в зарубежных исследованиях зависимости уровня дохода работника от навыков чтения им в начальной школе.
В связи с этим возникает необходимость в постановке вопроса и задач по выявлению факторов, влияющих на образовательные и трудовые траектории выпускников. Для ответа на вопрос и решение задачи требуется разработать способ и инструмент выявления факторов. Здесь вместе с лонгитюдными методами исследований, направленными на последовательное изучение ресурсов, полученных в образовательных институтах в определенной перспективе, целесообразно развернуть и обратное исследование, используя ретроспективный и биографический методы.
Исследование рассчитано до конца 2011г..
Цель исследования:Выявить влияние фактора школы на образовательные и трудовые траектории ее выпускников.
Задачи исследования на 2011г.:
Разработать инструмент выявления образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и факторов на них влияющих:
Через анализ отечественных и зарубежных материалов, проведение фокус-групп с выпускниками, окончившими школу более 10-20 лет назад и педагогами школы, а также проведения экспертного опроса выделить основные характеристики, критерии и параметры влияния школы на трудовые и образовательные траектории. На основании выделенных критериев и параметров разработать анкеты и гайд для глубинного фокусированного интервью.
Деятельность проекта:
Завершен первый этап.
В ходе первого этапа исследования «Фактор школы в образовательных и трудовых траекториях выпускников» была разработана анкета «Жизненный путь выпускника школы» (см. приложение 1).
Для разработки конструкта анкеты нами были использованы 3 метода: анализ литературных источников, фокус-группы с выпускниками 1991 и 2001 года выпуска, а также учителями этой школы и экспертный опрос.
В результате использованных методов, были определены основные события, определяющие траектории жизни и переменные, позволяющие оценивать влияние/не влияние фактора школы.
Для характеристики различий в жизненном пути выпускников школы нами принимается модель описания жизненной траектории описываемая через событийный ряд у людей с разным школьным образованием. В исследовании независимой переменной является тип школы. А сравнение полученных описаний, будет производится с учетом гендерных различий и через ситуацию выбора в каждой событийной точке, с учетом готовности / неготовности респондента.