Список категорий:


Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования

Дата публикации 10.01.1993

Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования

(при поддержке Управления образования администрации Красноярского края и Британского совета)

Новый подход к профилактике наркомании в условиях школы

 

По результатам проекта <Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования>

 

<Лучшая профилактика деструктивных
зависимых форм поведения (в том числе
и наркомании) - это хорошо устроенное
образование>




Научный руководитель проекта:

к. юр. наук, д. психол. наук Б.И.Хасан

Разработчики программы:

ведущие специалисты и сотрудники Института Психологии и Педагогики Развития - Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина, Б.Э. Горный, М.В. Рычкова .

Партнеры проекта:

команда из города Дадли (Великобритания) (ссылка на фотогалерею с обновленными фото) - David Scott Kinnair , Janette Chadburn , Ralph David Whalley , Janice Graham , Heather Jenkins - реализующая профилактические программы в Зоне Образовательных действий города Дадли.

Целевая группа:

ученики и педагоги общеобразовательных школ, школьные администраторы, школьные психологи и социальные работники, родители школьников.

Стратегическая цель проекта :

создание эффективной модели профилактики аддиктивных форм поведения в условиях общеобразовательных школ.


I этап проекта: 1993- 2001 г ., разработка идеи

Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования

Актуальность и основная идея

Проект «Профилактика аддиктивного поведения» начинался в 1993 году как попытка решить профилактическую задачу для одной школы – обычной школы большого города, расположенной в районе новостройки. В школе около 2000 учащихся из самых разных социальных слоев, вокруг несколько семейных общежитий промышленных предприятий. Положение таких предприятий в 1993 году, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Что такое семейное общежитие в девятиэтажке, наверное, объяснять не нужно.
У нас была задача – в атмосфере острого социально-экономического и политического кризиса, очевидной утраты доверия к взрослости вообще и почти к любым представителям старшего поколения предпринять попытку защитить наших детей от уже хорошо известного нам симптома такого рода социальных ситуаций – вспышки наркомании.
Нельзя сказать, что к тому времени это явления нам было совершенно не знакомо. В подвалах рядом расположенных домов, на чердаках общежитий собирались подростковые «тусовки», нюхали «Момент», засунув голову в пластиковые мешки. Наши социальные работники во время рейдов с инспекторами по делам несовершеннолетних находили в разных укромных местах бутылки из-под бензина и всяких растворителей. Но собственно наркотики были еще не очень распространены, и главную нашу головную боль составлял алкоголь. Этот легальный наркотик – штука фактически традиционная и с завидной активностью и регулярностью культивируемая. Вместе с тем мы понимали, что и наркотическая зараза неминуема и к ней нужно готовиться.

Мы начали с двух принципиальных моментов . Во-первых, этим делом важно было заниматься вместе с детьми. Во-вторых, начинать важно было с исследования явления: истории его происхождения, динамики, способов борьбы с ним и профилактики. И еще одно важное обстоятельство мы сразу же попытались учесть – во взрослую команду мы собрали разных специалистов: педагогов, психологов, врачей и юристов.

В наши задачи входило : изучить опыт наших зарубежных коллег , уже давно имеющих дело с этой заразой; познакомиться с теми попытками, которые предпринимаются в отечественной профилактической практике ; изучить отношение самих детей и подростков к наркотикам и понять основные причины появления зависимости; изучить условия возникновения и развития зависимого поведения. Только такая база могла стать основой для разработки профилактической программы.

 


Уже к 1995 году нам стало ясно, что пугать молодежь наркотиками не только бессмысленно с профилактической точки зрения, но и опасно обратными эффектами. Мы достоверно установили, что безадресная информационная, якобы предупреждающая деятельность, влечет за собой два следствия: у подростков инициируется интерес, а у взрослых – страх. Как известно, страх – плохой советчик. Суета, которой характеризовались многие так называемые профилактические действия, приводила и до сих пор приводит к обратным эффектам.

Некоторые расчеты показали, что вовсе не недостаток информации мешает эффективной борьбе и профилактике, а недостаток компетентности. Литературы по проблеме наркомании и просто про наркотики столько, что по одному уже можно вручить каждому учителю, в каждую семью и даже каждому десятому подростку. Вместе с тем, явно недостаточно достоверной информации о динамике этого явления в целом по стране и в отдельных регионах. Профессионального мониторинга явления пока нет, и поэтому в СМИ распространяются порой анекдотические данные, даже поверхностный анализ которых показывает, что их авторы не понимают, о чем пишут. В результате вместо профессиональных, осмысленных, взвешенных действий – страх и паника.

Разрабатывая данный подход, мы исходили из представлений о том, что можно строить специальную, целевым образом ориентированную профилактику именно как профилактику зависимости форм поведения (частный случай – наркотики) и одновременно можно так обустраивать образование (без специально сформулированных профилактических целей), что само это устройство обеспечит детям необходимые социальные компетентности и такой образ жизни, который не совместим с наркотиками и другими формами «заразы».

Эти идеи легли в основу общей образовательной программы, которая вначале разрабатывалась как проект, а теперь реализуется коллективом Красноярской гимназии «Универс».

Ключевой замысел этого образовательного проекта основывается на построении образовательного пространства, сообразного возрасту, которое обеспечивает человеку возможности напряженной, личностно осмысленной и социально значимой жизни на каждой образовательной ступени. При таком подходе собственно профилактические программы нами рассматриваются как дополнительные, обеспечивающие страховку от риска в определенных социальных условиях. Это концептуальное положение и легло в основу предлагаемой программы для тех, кто заинтересован в эффективной профилактике различных форм деструктивного зависимого поведения.

Вместе с разработкой основных принципов и технологических компонентов программы мы решили задачу специализированной подготовки педагогов, социальных работников, желающих родителей и других заинтересованных лиц в области профилактики аддиктивных форм поведения. В 2000 году при поддержке управления образования администрации Красноярского края Институт психологии и педагогики развития организовал ежегодный трехсессионный цикл семинаров.

Описание программы


Одна из основных целей, которую ставила перед собой команда проекта «Профилактика аддиктивного поведения в условиях школы», – это создание обучающих программ, позволяющих за сравнительно короткий срок увеличить число компетентных людей в области профилактики. При этом мы понимали, что условия в разных районах нашего края очень отличаются, и было бы наивным сделать и предложить универсальную программу, подходящую всем. Исходя из этого, мы готовили образовательную программу, которая инициировала бы наших участников к развитию и созданию собственных проектов в области профилактики наркозависимости и других форм деструктивного зависимого поведения.

Анализируя имеющиеся подходы, мы столкнулись с довольно распространенным стереотипом: профилактические программы зачастую воспринимаются не как образовательные, развивающие, увеличивающие детские ресурсы, а, в основном, как предупреждающие об ужасах наркомании. Очень быстро мы убедились в неэффективности подобного подхода – подростки не принимают подобную информацию, преподносимую взрослым, на веру. Самые активные пытаются ее проверить. Таким образом, программы из профилактических быстро превращаются в провоцирующие.

Безусловно, информирование о наркотиках, алкоголе и связанных с ними последствиях – важная часть профилактики. Человек, который знает, более свободен при осуществлении выбора и совершает его более ответственно. Но не всегда увеличение информированности приводит к ожидаемым эффектам. На подобный результат можно рассчитывать в том случае, если информационные программы появляются в определенных контекстах, вместе или «на плечах» других материалов и программ. И здесь мы специально обращаем внимание на важный момент – у школы обязательно должна быть и политика в области профилактики зависимости, и специальное образование в этой же области. Под политикой мы понимаем наличие программ, направленных на формирование гражданской позиции, повышение самооценки учащихся, повышение их социальной и конфликтной компетентности, программ, предоставляющих возможности для самореализации. Под образованием в области профилактики мы понимаем информационные программы, содержащие материалы о самом явлении зависимости в ее конкретных формах, признаках начинающейся зависимости, основных видах наркотиков и других предметов аддикции, правовых и юридических аспектах зависимого поведения, программы о здоровом образе жизни.

Еще один стереотип, который мы заметили: педагоги в большинстве своем воспринимают профилактику как информационно-запугивающую работу. Полагая, что не компетентны в данной области, они, как правило, отказываются заниматься этим, да и вообще считают подобные информационные программы не своим делом. Большинство из них уверены, что должны быть какие-то отдельные специалисты в названной области. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других стран.

Подобные стереотипы мешают развитию компетентности в области профилактики. Между тем, на наш взгляд, эффективность профилактических программ напрямую зависит от компетентности именно педагогов. Важно, чтобы те, кто работает в системе образования (педагоги, психологи, администраторы), понимали, что, во-первых, профилактика – это не только информационные программы, и что, во-вторых, возможности школы в области именно профилактики деструктивного поведения огромны по сравнению с другими социальными и образовательными институтами.

На наш взгляд, компетентность в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения, предполагает целый ряд педагогических умений. Одно из них – способность видеть связь между устройством образовательной действительности и наркоманией. Другими словами – уметь анализировать устройство образовательного процесса и школьного уклада в целом, обнаруживая провоцирующие и профилактирующие факторы. При этом необходимо обладать достаточным ресурсом для преобразования пространства школы. Для построения эффективных профилактических программ важна компетентность педагогов и в области возрастных особенностей, в том числе возрастных переходов. Речь идет об умении создавать условия для самореализации ребенка, предоставляя ему возможность чувствовать себя успешным, эффективным, востребованным. Одним из конечных результатов успешной профилактической работы является формирование у ребенка позитивного отношения к миру и высокой сопротивляемости негативным явлениям , а не исключительно знания относительно вреда и угрозы алкоголя, наркотиков и других форм аддикций. Высокая компетентность в вопросах, связанных с самим явлением зависимости, первыми ее признаками (наркотизация, например, и продолжающиеся пробы), должна быть, прежде всего, у педагогов, родителей и всех, кто занят в образовании.

Структура программы

 

Мы считаем, что на сегодняшний день наиболее эффективное устройство обучающих программ –

модульное.

Под модулем мы понимаем

пакет вариативных учебно-методических материалов, включающий теоретические положения и практические задания определенного тематического содержания

. Каждый модуль вполне самодостаточен и может использоваться самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой логикой программы и позицией авторов относительно профилактики аддиктивного поведения. Подобное устройство позволяет делать программу мобильнее, использовать наиболее востребованные модули, комбинировать их в связи с проблемами и образовательными дефицитами школы или региона. Например, в одном из регионов как наиболее актуальная выделяется проблема правовой неграмотности педагогов, а нарушения прав ребенка в школе становятся ведущим фактором, провоцирующим среди прочего пробы наркотиков. Другой пример, когда подростки оказываются более информированными о наркотиках, педагоги же и родители вообще не имеют представления о признаках наркотизации и поведении в случаях обнаружения первых проб. Очевидно, что в первом случае необходимо усиливать образование в области прав человека и создавать правовое пространство в школе, во втором – больше внимания уделять медицинскому содержанию и умению работать с конкретными ситуациям. Таким образом,

при подготовке обучающей программы можно усиливать ее за счет содержания одних модулей, тогда как содержание других использовать в качестве поддерживающих.

Наша программа представлена комплексом модулей –

психолого-педагогическим, правовым, модулем конфликтной компетентности, медицинским и модулем социокультурного проектирования.

Подобный комплекс появился в результате анализа образовательной ситуации в Красноярском крае, а также на основании анализа наиболее эффективных на сегодняшний день профилактических программ в мире и в России в частности. Однако мы допускаем, что этот комплекс может быть дополнен и трансформирован в соответствии с потребностями конкретной территории (в том числе – школы) и ситуации.



Образовательная программа по подготовке специалистов в области профилактики зависимого деструктивного поведения (таблица с описанием модулей). смотреть

Список рекомендуемой литературы по каждому модулю. скачать

Организационное устройство программы

Презентация на тему:«Эффективность работы ПАП в территориях края»  скачать
II этап проекта: 2001г., международный уровень

Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования

Ключевые персоны

 

Научный руководитель программы: к. юр. наук, д. психол. наук директор Института психологии и педагогики развития Б.И. Хасан .

Разработчиками программы: начинали проект – Е.Ю. Федоренко и Н.Н. Дюндик . Далее к работе над проектом присоединились И.А. Кухаренко , Т.И. Привалихина, Б.Э. Горный, М.В. Рычкова .
В 2001 году проект получил статус международного. Развернулось сотрудничество со специалистами в области профилактики из Великобритании. Для создания наиболее эффективно действующей программы наша проектная команда обратилась к опыту британских коллег, которые давно работают в этом направлении. Команда из Великобритании – David Scott Kinnair , Janette Chadburn , Ralph David Whalley , Janice Graham , Heather Jenkins – реализует профилактические программы в Зоне Образовательных действий города Дадли.

 

Профилактика аддиктивных форм поведения среди школьников может быть успешной только при условии объединения усилий школы и семьи, а также при координации действий обеих сторон. Для этого требуются специальные программы для родителей и педагогов, содержащие материалы о том, что такое наркомания, каковы ее причины, как выглядит ребенок в состоянии наркотического опьянения, как заметить, что ребенок начал употреблять наркотики. К сожалению, отсутствие системы работы с родителями – серьезный пробел российских программ, который необходимо заполнять. В Великобритании мы познакомились с системой работы с родителями и сообществом в целом. Эти методы послужили основой для разработки аналогичных программ для использования в практике российских школ. В свою очередь, партнеры проекта «ПАП» из Великобритании, Janice Graham и Heather Jenkins , подчеркнули высокую значимость деятельности проекта для британской стороны, особенно в области разработки диагностических методик для оценки эффективности профилактических мероприятий.
Результатом официального завершения проекта стала итоговая конференция, которая прошла 28-29 марта 2005 года в г. Красноярске. В ней приняли участие более 150 человек из городов Красноярского края. На конференции научный руководитель проекта Б.И. Хасан подчеркнул, что, не смотря на то, что проект завершается, многое еще предстоит сделать.

 

 

 

 


 

III этап проекта: распространение идей

 

Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования

Результаты работы проекта:

 

• Одним из результатов проекта являются

две диагностические методики

для выявления факторов риска зависимости у детей разного возраста в связи и по отношению к системе воспитания и образования.



Первая методика

(ссылка на презентацию Исследование риска зависимости у детей 6-8 лет ) направлена на выявление социально-психологических дефицитов развития ребенка на ранних стадиях (для детей 6-8 лет).



Вторая

(ссылка на презентацию Большой соц. форум ) – на определение динамики степени риска появления зависимого поведения в условиях школы (для подростков 14-18 лет). Эти методики служат одним из инструментов оценки эффективности деятельности школы в области обеспечения безопасности ребенка и устройства образования.

 

• В рамках проекта была разработана

образовательная программа для педагогов

, где была предложена

мультипликационная схема распространения программы

( ссылка на презентацию Эффективность работы ПАП в территориях края) по территориям края. Схема предусматривает два уровня подготовки. Первый уровень (ссылка на 3 слайд презентации Эффективность работы ПАП в территориях края ) – подготовка собственно специалистов в области профилактики, способных проектировать и разворачивать свои профилактические программы с учетом конкретных условий своего региона.



Второй уровень

(ссылка на 4 слайд презентации Эффективность работы ПАП в территориях края ) – тренерский, т.е. подготовка специалистов, способных создавать в регионах ресурсные центры, которые должны координировать профилактическую деятельность и обучение необходимого для территории количества специалистов.

 

В апробации образовательной программы приняли участие команды из

Красноярска, Ачинска, Бородино, Боготола, Дивногорска, Сосновоборска, Железногорска, пос. Иланское, пос. Шушенское, пос. Солонцы, пос. Новочернореченская. В составы команд вошли педагоги, психологи и администраторы системы образования.



Создана сеть школ, принимающих участие в реализации программ профилактики аддиктивных форм поведения.

• Наиболее сильные команды прошли второй уровень подготовки - подготовка тренеров, их силами созданы Центры подготовки специалистов в регионах края.

 

• По инициативе ИППР разработчиками программы было издано организационно-методическое пособие

«Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций»

.

 

• При поддержке Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачева, Института «Открытое общество (фонд Сороса) – Россия» и Британского Совета издана книга

«Профилактика несвободы»

, содержащая лекционный и хрестоматийный материал, оригинальные диагностические методики для оценки эффективности реализуемых профилактических программ, описание тренинговых процедур и упражнений.

Книгу можно приобрести в Ресурсном центре Института Психологии и Педагогики Развития.

• Ежегодно в агентстве образования администрации Красноярского края проводятся 2-х сессионные семинары для педагогов края, а также

конкурс проектов по тематике профилактики аддиктивного поведения

(ссылка на письмо про конкурс профил. проектов)

 

Проводятся регулярные исследования динамики риска зависимого поведения в тех регионах края, которые стали пилотными площадками для проекта.

Программа мониторинга

(ссылка на программу мониторинга) начала разворачиваться в 2005-06гг. совместно Агентством по образованию при администрации Красноярского края и Институтом Психологии и Педагогики Развития. Мониторинг риска аддиктивного поведения позволяет выявить: сколько подростков в школе имеют высокую, 0-ую степени риска, кто относится к «не рискующим». И в целом – какая школа наиболее тревожна или, наоборот, благополучна в отношении риска аддикций. Всего в мониторинге приняло участие

3566 школьников

.


Результаты исследований и разработок

Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования

Профилактика аддиктивных форм поведения в условиях и средствами образования

  1. Образовательная программа по профилактике аддиктивных форм поведения в условиях общеобразовательной школы.
  2. Опросник "Риск аддиктивного поведения" (РАП)
  3. Учебный курс "Интересы. Ценности. Нормы" (ссылка на 2 док. по ИЦН и ссылка на проекты - завершенные - ПАП - результаты исследований и разработок . Учебный курс "Интересы. Ценности. Нормы")
  4. Образовательная программа PSHE, разработанная британскими партнерами (ссылка на проекты - завершенные - ПАП - результаты исследований и разработок - о бразовательная программа PSHE, разработанная британскими партнерами )
  5. Методические пособия, разработанные проектной командой
  6. Список статей, выпущенных проектной командой
  7. Презентации проекта