Список категорий:


Разработка и апробация моделей повышения квалификации учителей

Дата публикации 01.02.2008

Разработка и апробация моделей повышения квалификации учителей

Проект "Разработка и апробация моделей повышения квалификации учителей, в том числе на базе опыта регионов - победителей конкурса национальных проектов, внедряющих инновационные образовательные программы"

Настоящий проект выполняется в рамках Государственного контракта.

Фотогалерея

Участники проекта

Руководитель проекта - директор ИППР, д-р психол. наук Б.И. Хасан
Координатор - зам. директора ИППР, канд. пед. наук А.В. Дорохова
Администратор - И.С. Вологдина
Исполнители
  1. Е.А. Федюнина
  2. И.А. Туенок
  3. Е.А. Енгуразова
  4. А.И. Шевцов
  5. А.В. Дорохова
  6. Ю.Г. Юдина
Консультант - ректор Красноярского Краевого ИПК и ПП РО П.А. Сергоманов

Актуальность проекта

В системе ПК педагогических кадров в последние годы начали происходить позитивные изменения, но эти изменения пока не приобрели институционального характера и не обеспечивают устойчивого роста ее инновационного потенциала. Связано это, прежде всего, с тем, что эти изменения традиционно запаздывают относительно тех процессов, которые происходят в области реформирования школы, а также - с отсутствием механизмов распространения инновационных практик, возникающих в <точках роста> (лучших образовательных учреждениях) в области управления и образовательных технологий.

Вместе с тем, в системе образования наметились серьезные подвижки за счет реализации различных федеральных инициатив, в первую очередь - благодаря Приоритетному национальному проекту <Образование> (ПНПО). В регионах начали разрабатываться и реализовываться принципиально новые образовательные программы ПК. К таковым следует отнести следующее:

  1. Программы ПК все отчетливее ориентируются на различные целевые группы: руководителей и специалистов системы управления общего образования, руководителей школ, учителей;
  2. В системе ПК появляются программы, реализуемые в сетевой форме, что позволяет привлечь к работе по повышению квалификации практиков, которые делятся с коллегами своим опытом;
  3. Широкое распространение получили программы, выстроенные по модульному принципу, что позволяет индивидуализировать процесс ПК;
  4. Процесс информатизации системы стимулировал развитие дистанционных форм реализации образовательных программ ПК и т.д.

Задачи проекта

I этап

  1. Изучение и описание действующих моделей переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров ориентированных на подготовку учителей. Разработка на этой базе оптимальных моделей переподготовки и повышения квалификации работников системы образования.
  2. Анализ и отбор существующих учебных пособий для программ переподготовки педагогических кадров. Разработка рекомендаций организаторам и преподавателям системы переподготовки педагогических кадров, которые будут использовать отобранные учебные пособия.
  3. Разработка образовательных программ для переподготовки преподавателей системы повышения квалификации работников образования. Разработка рекомендаций преподавателям системы переподготовки педагогических кадров, которые будут реализовывать эти программы.

II этап

  1. Апробация разработанных моделей (образовательных программ, учебных пособий, методических материалов) в пилотных регионах проекта (не менее пяти).
  2. Разработка нормативной базы (предложений по изменению существующей), регулирующей внедрение и функционирование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.
  3. Подготовка сборника рекомендаций <Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы ПК> для его возможного использования всеми учебными заведениями и учреждениями системы подготовки и переподготовки кадров.

Предполагаемые результаты проекта

В создаваемых оптимальных моделях планируется учесть весь спектр факторов и условий для ее совершенствования: от определения структур, формирующих заказ на ПК, до практических рекомендаций по методическому обеспечению образовательных программ и оценки их результативности. Разработанные в ходе проекта модели повышения квалификации учителей будут готовы к использованию в институтах, работающих с различными категориями образовательных кадров: в традиционных учреждениях переподготовки и повышения квалификации (ИУУ, ИПКРО), а также в создающихся в настоящее время учреждениях и организациях (региональные институты развития образования, центры инновационных образовательных технологий и т.п.), поскольку они будут:

  • Включать в себя описание структур, которые должны формировать заказ на обучение учителей;
  • Содержать механизмы и способы разработки образовательных программ, ориентированных на учителей;
  • Содержать рекомендации по организации повышения квалификации и формированию образовательных программ ПК для учителей;
  • Ориентировать структуры системы ПК на подготовку слушателей к решению задач, которые будут иметь приоритетное значение в период 2009 - 2012 г.г.
  • Позволять работникам системы ПК конструировать содержание своих образовательных программ с позиций компетентностного подхода;
  • Стимулировать использование возможностей сетевого взаимодействия и дистанционного обучения;
  • Ориентировать институты повышения квалификации на индивидуализацию образовательных маршрутов обучаемых;
  • Содержать требования к учебно-методическому сопровождению: механизмы отбора учебных пособий и материалов;
  • Содержать примерные критерии оценивания образовательных достижений учащихся
  • Содержать показатели результативности для определения эффективности реализуемых программ переподготовки. Эти модели будут сопровождены тщательно отобранными методическими пособиями и материалами, что сделает разработанные модели еще более практикоориентированными и подготовленными для распространения в системе. В ходе проекта будут разработаны обучающие программы для руководителей и преподавателей этих учреждений.

Выводы по 1 этапу проекта

  1. Анализ опыта региональных институтов повышения квалификации позволил выделить некоторые общие подходы к механизму формирования заказа на ПК
    • периодическое информирование муниципальных органов образования и образовательных учреждений через средства электронной коммуникации о предлагаемых курсах ПК;
    • организация набора слушателей по предметному принципу;
    • отсутствие условий и требований к набору слушателей.
    Выделено два механизма принятия решения об участии учителя в повышении квалификации:
    • На основании перспективного плана повышения квалификации педагогов образовательного учреждения один из руководителей ОУ составляет заявку на ПК педагогов школы, согласившихся пройти обучение, и направляет эту заявку в свою муниципальную методическую службу в конце текущего учебного года. Решение об участии учителя в курсах повышения квалификации принимает администрация школы с согласия учителя.
    • Поскольку процедура аттестации требует наличие документа о повышении квалификации, учитель заблаговременно заручается согласием директора школы на прохождение ПК в тот или иной срок. В этом случае учитель самостоятельно принимает решение о повышении квалификации, но с согласия администрации.
  2. Наибольшие дефициты в региональной практике повышения квалификации учителей связаны с оценкой качества реализуемых программ повышения квалификации работников образования В качестве наиболее удачного опыта в работе описана модель оценки качества курсовых мероприятий, используемая в системе образования Великобритании и включающая четыре уровня оценки: субъективное, большей частью эмоциональное отношение участников программы; степень усвоения полученных в ходе обучения знаний и умений; реальные изменения в профессиональном поведении и деятельности учителя непосредственно на его рабочем месте; влияние учителя на качество образования в классе и в школе в целом, как следствие его курсового обучения.
  3. На основании анализа материалов, представленных пилотными регионами, были выделены две модели повышения квалификации
    • Действующая в разных регионах уровневая модель повышения квалификации учителей, ориентирующаяся на становление компетентностей педагога, задающая строго определенные уровни подготовки учителя. В рамках данной модели решение о повышении квалификации принимает сам педагог, ориентируясь на программы, предлагаемые ИПК. Институт повышения квалификации выступает как основная обслуживающая площадка, привлекающая под свои программы тот или иной опыт образовательных учреждений региона. Результатом ПК для педагога становится тот или иной уровень развития универсальной компетентности.
    • Становящаяся модель индивидуально-сетевого взаимодействия, ориентирующаяся на конкретные образовательные заказы. Инициатором заказа выступает образовательное учреждение, формулируя заказ на повышение квалификации на основе программы развития учреждения. Институт повышения квалификации играет роль координационного центра, проводя анализ образовательных запросов и организуя повышение квалификации на собственной базе, базе ресурсных центров, интернатур или пилотных площадках (<точках роста>). В рамках данной модели ИПК становится ведущим сетевым партнером, а образовательные учреждения как заказчиками программ ПК, так и структурами ПК. Результатом повышения квалификации являются изменения образовательной практики, либо образовательных результатов ОУ.
  4. Наиболее оптимальной и соответствующей современным тенденциям образования является индивидуально-сетевая модель повышения квалификации Данная модель направлена на формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с профессиональными требованиями. Профессиональная компетентность рассматривается как обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям и способность личностной самореализации, способность действовать и выживать в данных условиях, совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.
  5. Принципы построения образовательных программ в рамках индивидуально-сетевой модели
    • деятельностный подход как способу подготовки взрослых;
    • технологичность, возможность переноса теоретических знаний в практическую деятельность педагога;
    • осознание собственной деятельности и педагогических эффектов нового (содержания, технологий, отношений и т.п.) путем применения рефлексивных технологий;
    • вариативность образовательных программ и организационных форм их освоения педагогами, что позволяет гибко и мобильно учитывать запросы слушателей и их квалификацию;
    • модульное построение образовательных программ и их отдельных блоков (с обязательной обратной связью со слушателями и возможностью корректировки их образовательного маршрута);
    • введение интегративного содержания, <выход> в смежные области знаний;
    • создание комфортной образовательной среды, основанной на глубоком уважении к участникам образовательного процесса.
  6. Анализ образцов учебных и методических пособий показал, что основное наиболее методически обеспеченными являются образовательные программы повышения квалификации учителей по общепрофессиональным дисциплинам Недостаток методических материалов наблюдается в программах, обеспечивающих разработку и выполнение индивидуальных исследований и проектов учителей.

    Разработка учебно-методических пособий, связанных с реализацией идей модернизации и реформирования образования, требует высокой степени мобильности и компетентности авторов. Основной проблемой является постановка и реализация задач в рамках конкретного образовательного учреждения.

    Кроме того, анализируя материалы об имеющемся опыте экспертизы учебно-методических пособий, не удалось обнаружить отдельно линию с экспертизой УМК для повышения квалификации педагогов. При этом представленные схемы экспертизы учебных пособий, в ряде случаев не выделяют отдельно тип учебного пособия, при этом, в основном речь идет об экспертизе учебников для школьников и студентов.

  7. Модель повышения квалификации преподавателей ПК позволяющая обеспечить разработку и реализацию оптимальной модели повышения квалификации учителей, должна отвечать основным требованиям
    • способствовать освоению и развитию аналитической, проектной, исследовательской и менеджерской деятельности преподавателей системы ПК;
    • выстроена по модульному принципу, позволяющему слушателям самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную программу, в том числе с использованием дистанционных форм;
    • преподаватели системы ПК получают представление о способах формирования запроса на повышение квалификации, включая федеральный, региональный уровни, а также запроса от образовательных учреждений (школ) и самих учителей;
    • образовательные учреждения системы повышения квалификации самоопределяются как научно-образовательные и координационные центры, используя инновационный опыт деятельности ОУ, ИПКРО, ИУУ, сложившийся в различных регионах, и организуя сеть площадок повышения квалификации (ресурсные центры, интернатуры, инновационные школы и иные <точки роста>).

Выводы по 2 этапу

Итогом работы 2 этапа стал сборник рекомендаций "Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации" для его возможного использования всеми учебными заведениями и учреждениями системы подготовки и переподготовки кадров.

Одной из задач сборника является обоснование путей модернизации системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

В сборник вошел комплект методических материалов, который стал составной частью образовательной программы переподготовки преподавателей системы повышения квалификации.

В сборнике освещены следующие вопросы:

  • представлен научно-методологический компонент предлагаемых моделей повышения квалификации учителей.
  • раскрыты проектируемые взаимосвязи между повышением квалификации управленцев регионального и муниципального уровней, директоров школ и учителей.
  • идея качественного изменения состава педагогических кадров в течение примерно пяти лет. Эти кадры должны быть способны к формированию четкой педагогической позиции, разработке и реализации образовательной программы школы и программы ее развития.

В структуру сборника рекомендаций вошли:

  • описание эффективно работающих персонифицированных моделей переподготовки специалистов системы образования, обеспеченных программами и средствами обучения;
  • подробные требования к структуре и содержанию образовательных программ, ориентированных на переподготовку специалистов системы образования и учебно-методических материалов для их реализации (оптимальные модели);
  • результаты исследований, проведенных в рамках проекта;
  • аннотированный перечень нормативных документов для обеспечения работы новых моделей переподготовки педагогических кадров;
  • описание структуры учебно-методических материалов, их элементов;
  • наработки и рекомендации, а также описание опыта, полученные в ходе и обобщенные по итогам апробационных обучающих семинаров для их использования всеми учебными заведениями и учреждениями системы подготовки и переподготовки кадров в образовании.

Методические рекомендации также содержат:

  • Учебные планы образовательных программ для специалистов системы повышения квалификации работников образования
  • Тексты для организации работы в аудитории, которые представляют собой комплект ситуационных задач, позволяющих преподавателю организовать учебные занятия;
  • Аннотированный список литературы по программам для преподавателей системы повышения квалификации, обучающих работников образования;
  • Рекомендации по формам выполнения зачетных работ;
  • Аннотированный путеводитель по источникам информации о современных моделях переподготовки работников системы образования; рекомендации по изучению отсроченных результатов обучения.

В разделе Библиотека Вы можете ознакомиться с фрагментом сборника — "Описание оптимальных моделей переподготовки и повышения квалификации".