Список категорий:


Мониторинг индивидуального прогресса в мышлении и понимании

Дата публикации 01.10.2003

Дельта-тестирование. Мониторинг индивидуального прогресса учебных достижений

Начало проекта

С 1 октября 2003 года в Институте психологии и педагогики развития по заказу Национального фонда подготовки кадров была начата реализация проекта "Разработка инструментария для исследования индивидуального прогресса учащихся". Источником финансирования работ по проекту являются средства займа Международного банка реконструкции и развития, предоставленного Российской Федерации для реализации Проекта "Реформа системы образования" в соответствии с Соглашением о займе между Российской Федерацией и МБРР № 4605-RU от 08.02.2002 г.

Необходимость исследования

Оценка эффективности образования сегодня апеллирует в основном к учебным результатам или к образовательным условиям. Это статические характеристики, которые проявляются в рамках учебно-дисциплинарного подхода и тесно связаны с предметным содержанием учебных программ. Редко анализируется перенос умений, появившихся в результате обучения, в области, не связанные с данным учебным предметом, т.н. общеучебные достижения учащихся образовательных учреждений. Еще реже рассматривается индивидуальный прогресс учащихся, когда его предметные и общеучебные достижения сравниваются не с внешним эталоном, а "с самим собой", т.е. динамика собственных достижений. Между тем, в нашем обществе усиливается ориентация на ключевые компетентности и реализацию индивидуальных интересов и ценностей личности, что вызывает необходимость оценивать индивидуальный прогресс каждого ученика. Мы исходим из того, что можно измерять не только приращение знаний, но и употребление этих знаний в различных областях. Во время обучения конкретному предмету (математике, русскому языку и тп.) происходят изменения мышления, понимания и коммуникативных навыков ученика, и тогда обучение успешно, либо происходит только накапливание формальных знаний по предмету, и тогда обучение не успешно. В проекте необходимо получить такой инструмент, которым можно было бы проверить качество образования ребенка, причем не на финише, а в процессе обучения, и при необходимости вносить коррективы в сам ход движения.

Работа ИППР над проектом

В группу разработчиков проекта вошли научные сотрудники Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск) и Психологического института РАО (г. Москва).

 

В рамках проекта разработан и апробирован на 10 экспериментальных площадках России диагностический инструментарий, позволяющий оценить индивидуальный прогресс учащихся общеобразовательных учреждений. Все работы проводятся с ориентацией на начальную и основную школу, на материале следующих образовательных областей: математика, русский язык, естествознание. На данный момент разрабатывается пакет тестовых материалов, ориентированный на школьников старших классов.

 

Исследовательские линии, связаны с изучением динамики мышления и понимания учащихся в условиях общеобразовательной школы. Решаются следующие задачи:

  1. Построить и апробировать уровневую модель индивидуального прогресса учащихся

  2. Определить возрастные нормы уровневого индивидуального прогресса учащихся в мышлении и понимании на материале по русскому языку и математике в начальной и основной школе, определить способы их расчета.

  3. Исследовать корреляцию показателей индивидуального прогресса и интеллектуальных способностей надпредметного типа.

  4. Проанализировать влияние условий образовательной среды на индивидуальную прогрессивную динамику ребенка в обучении; соотнести полученные данные с международными нормами развития ребенка в образовании

  5. Определить типы и специфику школ с точки зрения приоритетных образовательных результатов и выявить различия в ориентации на индивидуальные достижения учащихся.

  6. Выделение и описание профессиональных педагогических компетентностей, обеспечивающих индивидуальный прогресс учащихся

Разработаны и лицензированы две программы повышения квалификации для работников сферы образования «Мониторинг индивидуального прогресса учащихся (технология Дельта-тестирования)» (72 часа и 144 часа).

В рамках проекта развернуты работы по созданию региональных центров Индивидуального прогресса школьников (Дельта-тестирования) в двух регионах России (Чувашия и ХМАО-Югра).

Б.И. Хасан о проекте ИППР "Индивидуальный прогресс"

Вопрос о критериях измерения качества образования

Борис Иосифович: На сегодняшний день все разговоры "заказчиков", или тех, кто что-то ожидает от образования, надеется и обязан этим заниматься, тех, кто обеспечивает это образование, сводятся более всего к условиям образования, а вопрос о его качестве -своеобразный произвол, привычная нам оценка. Т.е. если ты учишься на пятерки, то у тебя высокое качество образования, а если учишься на тройки, то низкое. Жизнь показывает, что это не так, по крайней мере не совсем так. Можно совершенно спокойно учиться на пятерки и быть абсолютно некомпетентным. При этом огромное количество так называемых золотых медалей никак не подтверждается. Мы пытаемся решать вопрос о других качествах образования. Это качества, связанные с индивидуальным прогрессом. Вот ученик изучает математику, а как ведет себя его мышление при этом? Вот он изучает языки, а как у него развиваются способности к пониманию? Коммуникация улучшается? Становиться ли он коммуникативно более способным? У человека пятерки по языку, так он в лучшем случае сочинение написать может. А достигнуть соглашения в коммуникации, или понять сложный текст, или даже не очень сложный, он не может. Мы проводили ряд экспериментов, когда даже взрослые люди с огромным трудом читают тексты. Если текст чуть-чуть непростой, то читают очень плохо, то есть слова понимают, а смысл текста очень часто не удерживается в памяти.

Задачи проекта

Борис Иосифович: Чтобы выйти на критерии качества образования, нужно разработать инструменты, с помощью которых измерять индивидуальный прогресс. Задачи проекта состоят в том, чтобы эти инструменты разработать, причем инструменты, которыми могли бы пользоваться не только психологи, а собственно школьные учителя, администраторы, и в некоторых случаях могли бы обращаться к этому инструменту так называемые "заказчики", например, родители. Хорошее измерение прогресса, доступное любому - изучение иностранного языка или каких-то областей художественного творчества. Например, отдали ребенка обучаться музыке. Вопрос: он начал играть или еще нет? То есть может сесть за инструмент и играть музыку. Ведь как это часто бывает - ребенок ноты знает, гаммы играет, а собственно музыку играть не может. Мы говорим - ну и что? Сколько можно ходить, платить, а музыки все нет и нет?... Или другой пример: отдали ребенка на обучение иностранному языку. Через какое время он начнет понимать язык, говорить на нем? Если он продолжает изучать язык, но при этом не говорит и не понимает, то мы говорим - ну, плохо дело, нет никакого прогресса. Вот такие представления о прогрессе интуитивно у людей есть. Мы хотим, чтобы такого рода представления появились, во-первых, как измеряемое качество, с соответствующим инструментом, и, во-вторых, не только в таких очевидных областях, как физкультура, живопись, музыка, иностранный язык, но и в таких привычных нам областях, как математика, родной язык, обществознание, естествознание. Понимаете, это как раз те области, которые человек изучает в течение всех лет обучения в школе. И совершенно непонятно, а что при этом с ним происходит - с его мышлением, сознанием и компетенциями. В предмете он вроде бы двигается, с точки зрения учителей. Но такие критерии, как мышление и понимание, остаются как бы "за кадром". Собственно говоря, вот за это мы и взялись. Научиться измерять изменения в мышлении и понимании при изучении привычных нам предметов. При этом речь идет о конкретном индивидуальном прогрессе каждого ученика. Мы смотрим: вот он на таком уровне, у него такое мышление, потом он изучает предметы, и мы смотрим, изменяется ли уровень его мышления и понимания.

Проект сегодня

Борис Иосифович: Мы разработали уровневую модель динамики мышления и понимания на математике, языке, естествознании, и у нас есть уже инструмент. Сейчас проект находится в такой стадии, когда мы проверяем, как все это будет работать. По-видимому, к концу 2006 года мы получим первый вариант инструмента. Понятно, что его еще нужно будет проверять. Но Национальный фонд подготовки кадров имеет с нами договор только на эту стадию. Дальше мы, видимо, будет продолжать это делать, либо при поддержке фонда, либо по собственной инициативе и уже имея дело с "заказчиком" в лице школы, учительской общественности, конкретных родителей и т.д. В принципе, инструмент у нас есть, и мы готовы его пробовать и применять.

Уникальность проекта

Борис Иосифович: Прямого аналога такого инструмента нет нигде в мире, хотя кое-что похожее есть. Во-первых, есть знаменитая ПИЗА, но этот инструмент не измеряет динамику. То есть он измеряет компетенции, и как раз в определенных областях мышления и понимания, но не измеряет динамику. Есть некоторые попытки измерять динамику, но они связаны со способами наблюдения, а не через отчужденный инструмент и через решение задач. То есть мы попытались как раз взять и то, и другое, и совместить в одном инструменте. Так что мы в этом уникальны.

Б. Д. Эльконин о проекте ИППР "Индивидуальный прогресс"

Первое: значение проекта - в изменении подхода к школьной диагностике, о котором говорил когда-то Выготский: что динамика развития ребенка существенно важнее абсолютных показателей обучения.

Второе: в связи с этим пониманием была разработана диагностическая модель. Она связана с показателями уровня развития мышления и понимания, а также с показателями движения базовых знаний в общем процессе становления компетентностей, идущем через все обучение. Например, в процессе обучения математике появляются способности к моделированию, развивается логическое, абстрактное мышление. Возникает вопрос - можно ли это изменение, приращение компетентностей измерить? Разработанная нами модель диагностики индивидуального прогресса позволяет это сделать. Первые опыты свидетельствуют о том, что она валидна - т.е. измеряет то, что заявлено в целеполагающей установке. Это видно уже по первым срезам, которые проводились на пилотных площадках. То есть, говоря проще, мы создали именно такой инструмент, который позволяет измерять развитие мышления, компетентностное движение ребенка, его прогресс. А не накопление предметных знаний, которое проверяют другие методики, используемые в образовании.

Кому нужен инструмент измерения индивидуального прогресса? Главное - забыть слово "внедрение". Не следует пытаться внедрять наш инструмент насильственно. Применять можно то, для чего есть рынок, не только в смысле денег, но и в смысле поля обмена. Пока можно констатировать, что этот рынок в образовании еще не сформирован. И поэтому вести сейчас разговор о том, как и кому нужна модель индивидуального прогресса, несколько преждевременно: Очевидно, нужен этот инструмент всем инновационным школам, которые заботятся не только о росте успеваемости, но и о развитии своих учеников, которые хотят и не боятся видеть все показатели. Ведь сейчас престижность, успешность школы складывается не столько из учебных достижений, сколько из комплекса знаний и компетентностей их школьников.

Руководители Проекта

    Борис Иосифович Хасан - к. юр. наук, д. психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития ИППС СФУ, директор Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск).
    khbi@ippd.ru, т.р. (391) 244-02-97

    Борис Даниилович Эльконин - д. психол. наук, профессор, заведующий лабораторией психологии теоретических и экспериментальных проблем развития Психологического института РАО, вице президент Международной Ассоциации Развивающего обучения (г.Москва).
    belconin@mtu-net.ru, т.д. (095) 438-17-80

Разработчики

    Александр Моисеевич Аронов - канд. физ-мат. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики высшей школы ИППС СФУ, зав.лабораторией математики Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск).
    a.m.aronov@gmail.com, т.д. (391) 243-70-10

    Олег Геннадьевич Баландин - образование высшее психологическое, зам. директора КУГ "Универс" №1 по учебно-воспитательной работе, председатель экспертно-аналитического совета КУГ "Универс" № 1, старший преподаватель кафедры психологии развития ИППС СФУ, сотрудник лаборатории Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск).
    balandin@univers.krasu.ru

    Оксана Витальевна Знаменская - канд. физ-мат. наук, доцент кафедры педагогики высшей школы ИППС СФУ.
    znamoksana@gmail.com, znamensk@lan.krasu.ru, т.р. (391) 244-16-00

    Анна Викторовна Казанова - сотрудник лаборатории математики Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск).

    Игорь Ефимович Ким - канд. филологических наук, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ. kimkim@krasu.ru , т.р. (391) 221-60-87

    Петр Геннадьевич Нежнов - к.психол.наук, Институт педагогических инноваций РАО, заведующий лабораторией (г. Москва).
    PNezhnov@cnt.ru

    Оксана Семеновна Островерх - к.психол.наук, зав.лабораторией Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск).
    ostroverh@ippd.ru

    Любовь Анатольевна Рябинина - руководитель службы мониторинга КУГ "Универс" № 1, научный сотрудник Института психологии и педагогики развития, заслуженный педагог Красноярского края, отличник народного просвещения, зам.директора КГБСУ «Центр оценки качества образования» (г. Красноярск). ryabinina@cross-edu.ru

     

    Ольга Игоревна Свиридова - старший научный сотрудник Института психологии и педагогики развития, учитель математики, почётный работник общего образования РФ, зам. директора по методической работе, руководитель проекта "Предметная динамика" КУГ "Универс" № 1 (г. Крсноярск)
    sviridova@univers.su

Администратор проекта

    Белоконь Оксана Ивановна
    email: belokon@ippd.ru
    т.р./факс (391) 244-02-97

 

новости

Электронные ресурсы: о продуктивном конфликте, а также о переживаниях

02.10.2019

Вниманию читателей предлагаются текст Б.И. Хасана "Продуктивный конфликт в...

 

Электронные ресурсы: о роли содержательного конфликта в целепринятии

24.09.2019

Предлагаем вашему вниманию текст Б.И. Хасана "Содержательный конфликт как...