Младший школьный возраст - первая образовательная ступень

Дата публикации 12.02.2010

Младший школьный возраст - первая образовательная ступень.

Лаборатория проводит исследования в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Оригинальные формирующие эксперименты объясняют организацию пространственно-временных характеристик учебной деятельности и детской самостоятельности. Одно из основных направлений работы лаборатории - разработка способов формирования самостоятельности и инициативности ребенка.

Программы исследований на 2005-2007 гг.:

"Возрастная динамика становления учебной самостоятельности институциональные условия ее формирования в начальной школе". "Продуктивное действие в младшем школьном возрасте".

"Возможности и эффекты моделирования математической деятельности в общем, профессиональном и дополнительном образовании."

Руководитель лаборатории :
Островерх Оксана Семеновна,

Сотрудники:

Эльконин Борис Даниилович - ведущий научный сотрудник
Свиридова Ольга Игоревна - старший научный сотрудник
Баландин Олег Геннадьевич - научный сотрудник
Трифонова Ольга Павловна - научный сотрудник
Мокроусова Анна Григорьевна - младший научный сотрудник
Фирсова Елена Григорьевна - младший научный сотрудники

Основные задачи:

  • Проектирование образовательного пространства начальной школы, проектирование и организация пространства учебной деятельности в начальной школе.
  • Исследование динамики становления самостоятельного и ответственного учебного действия в начальной школе.
  • Исследование действия моделирования и способов знакового опосредствования при решении учащимися текстовых задач.
  • Разработка критериев эффективности педагогического действия.
  •  

подробнее об истории лаборатории:

Лаборатория была открыта в 1998 году. Ключевые идеи научных разработок лаборатории возникли в ходе реализации проекта "Образовательное пространство младшего школьного возраста". Проект реализовывался группой педагогов и психологов лабораторией в период с 1996 по 2001 год под научным руководством Б.Д.Эльконина. Проектные разработки позволили опробовать на практике научную гипотезу о принципах организации учебного пространств в младшем школьном возрасте и получить данные об особенностях развития индивидуального учебного действия в младшем школьном возрасте

Исследования:

1. Проведен ряд сравнительных исследований между экспериментальными и контрольными классами по следующим направлениям: становление математических и лингвистических понятий, формирование способности к самоорганизации собственной деятельности, определение уровня тревожности и др.
2. Проведен ряд исследований по представлению учащимся особых средств организации своей работы ("черновик" в системе РО). Найдены новые методические процедуры введения и работы с "черновиком", "тетрадью детских достижений", подготовки и проведения самостоятельных и контрольных работ

Разработки:

1. По результатам пятилетнего опыта работы с 1996 по 2001 г. в экспериментально-лабораторном режиме создана модель образовательного пространства начальной школы
2. Разработана и опробована в работе с детьми система "динамических" схем, представляющая оригинальные знаковые средства, позволяющие учащимся понимать математические и лингвистических отношения и отражать область их допустимых значений. (средства работы с моделями и способами их преобразования).
3. Найдены оригинальные проектные идеи, позволяющие преодолевать существующие дефициты в обучении детей в начальной школе.
4. Разработаны новые формы организации уроков (уроки, занятия, поляризованные уроки). Имеются представления о специфики педагогического действия, направленного на раскрытие личностного потенциала младшего школьника
5. Разработаны диагностические процедуры, позволяющие наблюдать за становлением индивидуальных способов организации собственной учебной работы