Учебно-исследовательская и проектная деятельности в подростковом возрасте

Дата публикации 18.01.2010

Актуальность исследования
Выполнение данной работы планируется в рамках исследования вопроса о построении модели подростковой школы. Как известно, не существует однозначного определения ведущей деятельности этого возраста. Соответственно, нет определенности по поводу форм и способов организации образовательного пространства, учебного процесса в подростковой школе. Существующие в этой области исследования, разработки и практики позволяют говорить о важности учебного исследования в подростковой школе. Однако большинство существующих практик и теоретических моделей выстраивают учебное исследование как центральную деятельность подростка в школе. Работа, выполненная исследовательской группой в предыдущем году, позволяет предположить, что такое построение школы логично для старших подростков. Основной задачей возраста является взросление подростка, становление ответственности, самостоятельности и построения собственного Я. Поэтому, на наш взгляд, деятельность младших подростков должна характеризоваться большей социальной направленностью и включать в себя учебное исследование как один из ресурсов.

Гипотеза
Учебно-исследовательская деятельность будет успешно осваиваться подростками, если в младшем подростковом возрасте она будет включена в проектную деятельность, носящую социальный характер.

Цель
Определить место и соотнесение учебно-исследовательской и проектной деятельности в модели подростковой школы (развитии подростков).

Задачи
 

1. Выделить и описать характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности подростков.


 

2. Определить критерии и способы проверки успешности освоения подростками учебно-исследовательской деятельности.


 

3. Разработать схему проведения сравнительного эксперимента.


 

4. Провести сравнительный эксперимент в двух 5-7 классах подростковой школы, в одном из которых будет организована проектная деятельность с элементами учебного исследования, а в другом учебно-исследовательская деятельность.


Основные этапы работы

2005-2006. Описание учебно-исследовательской деятельности и проектной деятельности подростков, а также критериев их освоения через анализ собственных данных и данных существующих исследований и практик. Анализ результатов, полученных в проекте "Индивидуальный прогресс" для определения возможностей использования данной методики. Подготовка и планирование сравнительного эксперимента.

2006-2007. Проведение сравнительного эксперимента. Завершение работы по выделению критериев успешности освоения подростками учебно-исследовательской деятельности. Разработка диагностических процедур.

2007-2008. Проведение сравнительного эксперимента. Подготовка и планирование диагностики результатов.

2008-2009. Диагностика результатов эксперимента. Обработка и анализ данных. Выводы по гипотезе.

Состав исследовательской группы:

Дорохова А.В.
Кухаренко И.А.
Туенок И.А.
Францен И.А.

Результаты:

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность подростков", 0,25 п.л.
Сообщение на конференции "Педагогика развития"

План сравнительного эксперимента

Значимость исследования для ИППР

Исследования в этой области позволяют сохранить в целом тему возрастного развития, которая до сих пор считалась ключевой для института. В настоящее время существует программа исследований по младшему школьному возрасту и ведутся индивидуальные исследовательские темы, связанные с юношеским возрастом, как старшешкольным, так и студенческим. Отсутствие исследований подросткового возраста создает логический пробел, который вызывает не только содержательное рассогласование в научной работе института, но имеет и отрицательные имиджевые характеристики.