Исследование риска в подростковом возрасте

Дата публикации 18.01.2010

Актуальность исследования (анализ ситуации, исследовательский задел или база группы)

Данное исследование продолжает линию исследований и разработок, проводившихся в рамках проекта "Профилактика аддиктивного поведения", который начинался в 1993г. Проект был направлен на решение задачи профилактики наркозависимости (позднее и других форм аддикций) в условиях системы образования и создание обучающих программ, позволяющих за сравнительно короткий срок увеличить число людей компетентных в области профилактики. Решение данной задачи потребовало исследование феномена зависимости, механизмов формирования зависимого поведения, факторов, определяющих степень риска формирования аддикции (как в случае анализа индивидуальной ситуации ребенка, так и для анализа ситуации школы в целом).

Одним из результатов проекта являются две диагностические методики для выявления факторов риска зависимости у детей разного возраста в связи и по отношению к системе воспитания и образования. Одна направлена на выявление социально-психологических дефицитов развития ребенка на ранних стадиях (для детей 6-8 лет). Другая - на определение динамики степени риска появления зависимого поведения в условиях школы (для подростков 14-18 лет). Из всего устройства образовательного пространства школы можно обнаруживать факторы (например, структурированность свободного времени подростков, возможность реализации себя в рамках школы, пробы и деятельность подростков, имеющие просоциальную направленность и дающие возможность для позитивного возрастного самочувствия), существенно влияющие на проявление зависимого поведения у молодого человека, которое может меняться как в сторону повышения, так и в сторону снижения риска аддикций. Другими словами, существующие методики позволяют получить данные для анализа ситуации развития конкретного ребенка и ситуации, связанной с риском зависимого поведения подростков и юношей в связи с устройством образования и реализацией профилактических программ в конкретном образовательном учреждении. В этом смысле методики служат одним из инструментов оценки эффективности деятельности школы в области обеспечения безопасности ребенка и устройства образования.

Следующим шагом в разработке данной тематики стало построении модели динамики субъективного риска в подростковом и юношеском возрастах, а именно:

  • описание половозрастного материала (содержания) риска
  • обнаружение индикаторов для определения риска
  • обнаружение и описание факторов степени риска в подростковом возрасте в связи с устройством системы образования
  • выделение и описание принципов диагностики субъективного риска.

Разработанная модель позволила выделить и описать диагностические признаки вариантов асоциальнойпросоциальной динамики субъективного риска. На основании полученных материалов был разработан стимульный материал для обновления методики диагностики субъективного риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте; проведено пилотажное исследование.

Данные наработки позволили развернуть широкое мониторинговое исследование динамики риска аддикций в образовательных учреждениях края. На основании данных, полученных в ходе мониторинга, удалось построить "картину" половозрастной динамики риска в подростковом возрасте.

Таким образом, в трех ранее выделенных направлениях: профилактика, диагностика, мониторинг, первое и третье можно рассматривать как относительно завершенные в проекте. В то же время, достигнутые результаты открыли новые направления в области исследования и разработки, усовершенствования диагностического инструментария.

Гипотеза (ключевые идеи)

Предметом исследования является "чувствительность" подростка к характеристикам/границам ситуации и обратимости собственного действия в этой ситуации с учетом половозрастных особенностей. Имеются в виду ситуации риска.

Итак, основные утверждения, требующие проверки (рабочие гипотезы):

  • Если в возрастной динамике нет последовательного разрешения (проживания, преодоления) сензитивных возрасту ситуаций риска, то риск формирования аддиктивного поведения повышается.
  • Подростки с высокой степенью риска аддикций не чувствительны к границам ситуации и собственного действия - не могут "остановить" действие, не могут управлять своим действием, не свободны.
  • При формировании аддиктивного поведения можно обнаружить признаки смещения социальных установок в сторону асоциальной референтной группы.
  • В этиологии аддиктивного поведения можно задать стадиальную структуру его формирования, имеющую нормативные характеристики.

Цель

  • Обнаружение связи степени риска аддиктивного поведения с "чувствительностью" к границам ситуации риска и собственного действия в ней.
  • Обнаружение факторов, определяющих способность управлять своим действием.
  • Обнаружение признаков, позволяющих обнаружить смещение социальных установок в сторону асоциальной референтной группы.
  • Исследование других видов аддикций и деструктивного поведения

Задачи

  • Клиническое описание картин чувствительного/нечувствительного поведения в ситуации риска
  • Оформление понятие "чувствительности" к границам ситуации и действия.
  • Построение модели нормативной динамики освоения ситуаций, пространств, действий в них ("освоение: риск - проба")
  • Обнаружение и описание типов социальных установок групп (просоциальной / асоциальной направленности)
  • Определение и описание диагностических факторов (конструктов) степени субъективного риска в подростковом возрасте в связи с принадлежностью к той или иной референтной группе
  • Обновление стимульного материала шкал "Поведение в ситуациях риска" и "Социальные установки" методики РАПП.
  • Описание клинической картины других видов аддикций, построение модели.

Основные этапы работы (на 3 года)

2007-08гг.

  • Прояснение, уточнение понятий "риск", "проба", "освоение" / "свободное, произвольное поведение", "управление" и их взаимосвязей.
  • Описание механизма превращения риска в пробующее действие (индикатор завершения периода освоения).
  • Описание клинической картины других видов аддикций.

    2008-09гг.

  • Оформление понятие "чувствительности" к границам ситуации и действия.
  • Описание картин чувствительного/нечувствительного поведения в ситуациях риска.
  • Построение модели нормативной динамики освоения ситуаций, пространств, действий в них ("освоение: риск - проба")
  • Обнаружение и описание типов социальных установок групп (просоциальной / асоциальной направленности)

    2009-10гг.

  • Определение и описание диагностических факторов (конструктов) степени субъективного риска в подростковом возрасте в связи с принадлежностью к той или иной референтной группе
  • Обновление стимульного материала шкал "Поведение в ситуациях риска" и "Социальные установки" методики РАПП.

    Состав исследовательской группы, темы исследований сотрудников группы

    • Хасан Б.И., к.юр.н., д.психол.н., директор ИППР,
    • Кухаренко И.А., психолог гимназии "Универс", преподаватель кафедры психологии развития ППФ СФУ,
    • Рычкова М.В., к. психол. н., старший преподаватель кафедры психологии развития ППФ СФУ.