Хасан Борис Иосифович
Образование
- 1967-1972 КГУ, юридический факультет. Специальность: Правоведение. Квалификация: юрист
- 1979 Кандидатская диссертация: «Психологические особенности расследования преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия»; специальность 12.00.12 – Криминалистика; судебно-экспертная деятельность
- 1983 МГУ, Факультет психологии, спецфакультет социальной психологии
- 1996 Докторская диссертация по психологии: «Продуктивный конфликт, как механизм развития личности»; специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.13 – Психология развития, акмеология.
Область научных интересов
- Прикладная конструктивная психология конфликта, конфликтная компетентность
- Конфликты взросления и половой идентификации
- Конфликты и учение
- Конструирование конфликтов в решении задач развития
- Переговоры и вопросы медиации
- Функции игры во взрослых возрастах
- Игровая компетентность
Общественная деятельность
- Член Попечительского совета гимназии №1 «Универс»
-
Член Сибирского экспертного клуба
Членство в профессиональных организациях
-
Председатель Красноярского краевого отделения Российского психологического общества
Член координационного совета Российского психологического общества
Трудовая деятельность
- 1970-1974 Министерство Юстиции РФ, эксперт научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы.
- 1974-1976 Юридический факультет, КГУ, преподаватель кафедры уголовного права;
- 1979-1984 Юридический факультет КГУ, доцент кафедры уголовного права, процесса криминалистики.
- 1984-1987 Лаборатория психологии КГУ, научный руководитель.
- 1985-2005 Гимназия №1 «Универс», учитель.
- 1987-1992 Кафедра психологии и педагогики КГУ, заведующий кафедрой.
- 1990-1995 «Психологический центр консультирования, диагностики, коррекции», директор.
- 1994-1999 Гимназия «Универс», заместитель директора, председатель научно-методического совета.
- 1995-2011 Кафедра психологии развития ИППС СФУ, заведующий кафедрой.
- с 1999 Институт психологии и педагогики развития (с 2012 - Институт психологии практик развития), директор.
- с 2002 Факультет менеджмента в образовании МВШСЭН, профессор
- с 2011 Институт образования Высшей школы экономики, профессор
- с 2013 Институт экономики, управления и природопользования СФУ, кафедра управления человеческими ресурсами, заведующий лабораторией мониторинга профессиональной компетентности, профессор
Преподавательская деятельность
- Теория и практика конфликта
- Методологические проблемы психологии
- Основы психоанализа
- Психология половозрастной идентификации
- Конструктивная психология конфликта и конфликт-менеджмент
-
Практика организации переговоров
- Психология образования: анализ конфликтов и перспективы их разрешения
- Социокультурное проектирование
Повышение квалификации
- 1976-1979 Аспирантура Свердловского Юридического института.
- 1985 Практика в Центре разрешения кризисов и конфликтов, Москва.
- 1990 КГМИ Современная нетрадиционная психотерапия.
- 1996, 1998, 2000 Конфликтменеджмент, Commond Bond (Калифорния, Санкт-Петербург).
- 1991 Центр позитивной психотерапии (Висбаден, Германия), сертификат в позитивной психотерапии.
- 1994 Фонд ментального здоровья, Психотерапия и прикладная психология.
- 1995 Висбаденский Институт позитивной психотерапии (Германия), Позитивная психотерапия.
- 1997 Утрехтский институт повышения квалификации работников образования (Нидерланды), Инновационные образовательные технологии.
- 1999, 2000 ИМАТОН, Санкт-Петербург. Профилактика аддиктивных форм поведения.
- 2004-2005 Университет Экзетер, Великобритания, Профилактика аддиктивных форм поведения.
- 2006 Университет Ульстера (Северная Ирландия, Великобритания), Психология толерантности в межэтнических отношениях.
- 2010 Центр правовых технологий и примирительных процедур (медиации) УрГЮА, программа «медиация в юридической деятельности», сертификат, свидетельство о повышении квалификации.
Награды
-
19
99 г. — Заслуженный педагог Красноярского края -
2003 г. — Почетный работник высшего профессионального образования РФ
-
2005 г. — Медаль К.Д.Ушинского
-
2007 г. — Заслуженный рабо
тник Красноярской университетской гимназии «Универс»
Участие в проектной деятельности
- 1985-1987 гг. – Проектировании психолого-педагогического факультета КрасГУ
- 1993-94 гг. Базовая экспериментальная школа-лаборатория как научно-педагогический комплекс в системе образования региона (соруководитель) (при поддержке Фонда “Культурная инициатива” и Министерства образования РФ)
- 1995-96 гг. Разработка учебного возростноориентированного курса для подростковой школы "Интересы. Ценности. Нормы" (руководитель авторского коллектива) (при поддержке Института “Открытое общество”)
- 1996 г. Подготовка ежегодного доклада ЮНЕСКО "Об особенностях обучения мальчиков и девочек в странах СНГ и РФ"
- 1997-98 гг. Проект переподготовки работников учебных заведений по гражданскому образованию (соруководитель) (при поддержке Совета Европы).
- 1997-98 гг. Проект комплексной профилактики наркозависимости в детских возрастах (руководитель) (при поддержке Администрация Красноярского края и города Красноярска)
- 1998-2003 гг. Разработка пакета учебных материалов (11 пособий) для подготовки педагогов в области гражданского образования (руководитель авторского коллектива) (при поддержке Британского Совета)
- 2000-2001 гг. Исследование «Профилактика наркозависимости в условиях учебного заведения» (руководитель) (при поддержке Красноярский краевой фонд науки)
- 2001-2002 гг. Исследование закономерностей динамики современного социо-гуманитарного образования: образовательные механизмы, технологии и ресурсы (руководитель) (при поддержке Российского гуманитарного научного фонда)
- 2001-2002 гг. Исследование специфики правовой и психологической пропедевтики в подростковом и юношеском возрастах и разработка возрастно-адекватных форм преподавания и изучения общественных дисциплин (руководитель) (при поддержке Российского фонда правовых реформ).
- 2001-2002 гг. Разработка учебно-методического пособия «Общество и я» (соавтор) (при поддержке Российского фонда правовых реформ).
- 2001-2004 гг. Российско-британский проект «Профилактика зависимых форм поведения (наркозависимости и др.) в условиях школы», совместно с командой из г. Дадли, Англия (руководитель) (при поддержке Британский Совет).
- 2001-2004 гг. Проект «Содействие развитию образования в области прав человека» (руководитель) (при поддержке ООН и МИД РФ).
- 2002-2003 гг. Проект «Общественный договор» (руководитель) (при поддержке Института “Открытое общество”, Российского фонда правовых реформ). Английское название: Social contract
- 2003-2006 гг. Разработка инструментария и проведение пилотного исследования мониторинга индивидуального прогресса учащихся — № ERP/F2/C/29-03 (Национальный фонд подготовки кадров).
- 2006-2007 гг. Проект «Образовательная инициатива на Северном Кавказе» (при поддержке Британского Совета). Английское название: Education cooperation across the Caucasus
- 2008-2009 гг. Проект "Межреспубликанский лагерь для детей Северного Кавказа" (при поддержке Институт «Открытое общество» - при содействии программы «Поддержка образования»). Английское название: Interregional Camp for Children of North Caucasus
- 2006-2012 гг. Проект «Диалог культур (кросс-культурное взаимодействие) и мир на Северном Кавказе» (Институт «Открытое общество») № Е 9704. Английское название: Cross-cultural understanding and peace in North Caucasus
-
с 2009 г. Проект "Молодежные профессиональные педагогические игры" (в партнерстве с Ассоциацией молодых педагогов Красноярья, Красноярским краевым институтом повышения квалификации)
- с 2011 г. Исследование "Следы школы (в партнерстве с Институтом образования ВШЭ")
- с 2013 г. Исследование "Действительность современного детства" (в партнерстве с Институтом образования ВШЭ)
- с 2013 г. Проект "Мониторинг качества жизни в Сибири и приарктической зоне" (в партнерстве с СФУ, при поддержке РГНФ)
-
Научные и учебно-методические труды (за последние 5 лет)
Статьи/публикации:
- Хасан Б.И. Кризис + кризис + … = ?//Материалы XVI конференции "Педагогика развития: кризис как условие и механизм развития" – 2009
- Хасан Б.И. Конфликтные конструкции в педагогической работе и индивидуальный прогресс ученика//«Инновационный учитель – инновационная экономика»: материалы I конференции, - Хабаровск, 2010
- Хасан Б.И., Ленская Е.А. Северный Кавказ: Чему может научить школа?// Тенденции развития образования: проблемы образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе: материалы VII Международной научно-практической конференции 19-20 февраля 2010 г. – М.: Издательство «Дело» РАНХиГС, 2011. – 268 с.
- Хасан Б.И. и др. Построение образовательной практики «Школа взросления»//Педагогика развития: движущие силы и практики развития: материалы 17-ой науч.-практ. конф. Красноярск. Апрель 2010 г.- Красноярск: ККИПК, 2011 – 298 с.
- Массовые коммуникации: интеграция научных парадигм: международная нуч.-практ.конф. (Иркутск, 12-13 марта 2012 г.): материалы. – Иркутск: Изд-во ООО ЦентрНаучСервис, 2012. – 207 с. Статья Парадоксы медиации и самоопределения медиатора (посредника) с.34-39
- Тенденции развития образования: проблемы управления и оценки качества образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции (18-19 февраля 2011г.). – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. – 466 с. Статья: Индивидуальный прогресс в обучении: конфликтная природа, возможности измерения и оценки с. 229-238
- Хасан Б.И., Юстус Т.И. Переговоры в образовании с. 78-83. Педагогика развития: посредническая функция и посредническое действие в образовании: материалы 18-й науч.-практ.конф. Красноярск, апрель 2011 г./отв. за вып. Б.И.Хасан. – Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2012. – 300 с.
- Хасан Б.И., Попельницкая Т.Б. Динамические аспекты переговорных процессов в организации//Социальный мир человека — Вып. 4: Материалы IV Всероссийской конференции с международным участием «Человек и мир: психология конфликта и риска инноваций», Ижевск, 28–30 июня 2012 г. / Под ред. Н.И. Леонова. — Ижевск: ERGO, 2012. — 172 с.
- Психологические аспекты деятельности юриста: учеб.-метод. пособие для семинарских занятий/сост. Б.И.Хасан, А.А.Лопатин. – Красноярск: Сиб.федер.ун-т,2012. – 20с.
- Хасан Б.И., Ватащак И.С., Новопашина Л.А. Посредническая педагогическая деятельность как условие развития профессионализма//Сборник научных трудов Sworld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». – Выпуск 3. Том 16. – Одесса: Куприенко, 2012 – 98 с.
- Boris I. Khasan Conflicts and Negotiations – Educational Content and Conditions for the Development//Journal of Siberian Federal University “Humanities & Social Sciences” Krasnoyarsk 2012 5 (11) – p. 1570-1582
- Мониторинг индивидуального прогресса в школьной системе оценки качества образования: сборник научно-методических материалов/сост.: В.А.Болотов, О.В. Знаменская, Л.А.Рябинина, Б.И.Хасан, О.И.Свиридова, И.Е.Ким, О.И.Белоконь, Т.В.Аванова, И.В.Исаева. – Красноярск: КК ИПК, 2012. – 148с.
- Психология образования: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] /сост. Б.И. Хасан. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. с экрана.
- Назначения развития// Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность: материалы 19-й науч.-практ. конф. Красноярск, апрель 2012 г. / отв. за выпуск Б.И.Хасан. Красноярск, 2013. – с. 6
- Хасан Б.И. Конфликт партнеров образовательных отношений – ошибки атрибуции //Личность и ее жизненный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского / под ред. Л.И. Дементий. – Омск : Изд-во Ом. Гос. ун-та, 2013. 558 с.
- Boris I. Khasan Modern Conflictology: Between Fear of Conflict and Love to Conflict//Journal of Siberian Federal University “Humanities & Social Sciences” Krasnoyarsk 2014 4 (4) – p. 562-565
- Boris I. Khasan; Larisa A. Novopashina. Conflict Situation and its Manifestation in Assessment of Quality of Life//Journal of Siberian Federal University “Humanities & Social Sciences” Krasnoyarsk 2014 4 (4) – p. 597-608
- Boris I. Khasan; Elena Iu. Fedorenko, Conflicts, Negotiations and Risks in Educational Relationships//Journal of Siberian Federal University “Humanities & Social Sciences” Krasnoyarsk 2014 4 (4) – p. 619-627
- Хасан Б.И. Переговороспособность и условия ее выращивания// Практики развития: современные вызовы: материалы 20-й науч.-практ. конф. Красноярск, апрель 2013 г. / отв. за выпуск Б.И.Хасан. Красноярск, 2014. – с. 66-75
- Хасан Б.И. Переговоры как двойная конфликтная конструкция //Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. - Спб., 2014. – 440 с.
Книги:
- Разрешение конфликтов и ведение переговоров/соавтор Сергоманов П.А// Учебно-методическое пособие. М., МИРОС, 2001 – 236 с.
-
Современное «Человековедение» в школе/соавтор Дорохова А.В.// Учебно-методическое пособие.-М.: МИРОС, 2002 – 192 с.
-
Общество и Я./Поливанова К.Н.// Книга 1, 2 Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начла права».- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002 – 160с.
-
Конструктивная психология конфликта// СПб.:Питер, 2003.-250с.:ил
-
Профилактика несвободы./ соавторы Дюндик Н.Н., Федоренко Е.Ю., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И.// М.:Изд-во "Бонфи", 2003.-358с
-
Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций/соавторы Дюндик Н.Н., Федоренко Е.Ю., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И.// Краснояр.гос.ун-т -Красноярск, 2003-430с.
-
Эффективное поведение в конфликте/ соавторы Привалихина Т.И., Сергоманов П.А//СПб: «СМИО Пресс», 2006.-88с.