Список категорий:


Переподготовка педагогов для реализации программ гражданского образования в Красноярском крае

Дата публикации 10.05.1997

Переподготовка педагогов для реализации программ гражданского образования в Красноярском крае

В мае 1997 года в крае началась реализация российско-британского проекта по переподготовке педагогов для реализации программ гражданского образования. Партнерами выступили Красноярский региональный Центр развития образования и Британский "Гражданский фонд".


Проектная группа выражает благодарность Британскому Совету и Министерству образования Российской Федерации за предоставленную возможность осуществить инновационный проект в нашем регионе.

Благодарим Главное управление Администрации Красноярского края и руководство Центра развития образования за постоянную поддержку, помощь в управлении проектом на территории края, за предоставленные ресурсы для его осуществления.

Проектная группа благодарит представителя Британского "Гражданского фонда" Тони Торпа за огромную поддержку и помощь, оказанную при подготовке общей концепции и программы работы, а также во время визита российской группы в Великобританию

Выражаем искреннюю благодарность директору московской "Школы самоопределения" Александру Наумовичу Тубельскому, старшему научному сотруднику Института педагогических инноваций Нине Николаевне Михайловой и старшему научному сотруднику Института педагогических инноваций Семену Михайловичу Юсфину за участие в работе сессий и методическую поддержку.

Целью проекта являлась разработка новых моделей переподготовки педагогов в области обществознания и гражданского образования адекватных современному развитию педагогики.

Задачи проекта:

  • Разработать и апробировать возможные варианты реализации гражданского образования в школах на основе межпредметного подхода.
  • Подготовить школьные команды из администраторов, воспитателей, учителей гуманитарных предметов для разработки учебных материалов и организационных форм гражданского образования.
  • Передать российским педагогам опыт и учебные материалы английских педагогов в области гражданского образования.
  • Разработать учебные материалы по ключевым проблемам гражданской жизни в России для использования в переподготовке и практическом обучении.
  • Разработать структуру и содержание переподготовки школьных команд для использования разработанных материалов и межпредметного подхода в области гражданского образования.

Основные планировавшиеся продукты проекта:

  • Разработанный курс переподготовки школьных команд в области гражданского образования.
  • Открытие методического кабинета.
  • Создание сети пилотных школ реализующих различные модели гражданского образования.
  • Создание банка материалов для переподготовки педагогов в области гражданского образования, а также методических материалов и материалов для учеников.
  • Подготовка материалов для печати.

Основные этапы реализации проекта:

  • Подготовительная работа (май - ноябрь 1997 г.). На этом этапе проходила разработка основной программы и плана работы на два года, подбиралась проектная команда, разрабатывались формы отбора пилотных школ. Создавалась общая концепция и программа переподготовки школьных команд в соответствии с задачами проекта.
  • Первый учебный год (ноябрь 1997 г. - май 1998 г.). Обучение и переподготовка первого набора школьных команд. Шла отработка программ и материалов для курсов переподготовки школьных команд, форм работы с пилотными школами. Определялись приоритетные задачи и курсы переподготовки. Осваивались формы проектной работы, как школьными командами, так и самой проектной группой.
  • Промежуточный этап (май - сентябрь 1998 г.). Этот период был посвящен анализу деятельности проектной команды на предыдущих этапах, совершенствованию старых и подготовке новых программ для курсов переподготовки. О результатах первого года реализации проекта был сделан доклад на международной конференции "Гражданское образование в информационный век", соорганизаторами которой были участники проекта.
  • Второй учебный год (сентябрь 1998 г. - апрель 1999 г.). Осуществлялась работа по переподготовке вновь набранных школьных команд по новой общей программе семинаров. Разрабатывались программы и материалы для новых курсов. Продолжалась работа в консультационном режиме с пилотными школами первого года. Прорабатывались формы взаимодействия пилотных школ после завершения проекта. Подготавливались материалы для печати, итоговая однодневная конференция для всех пилотных школ.

Основные результаты подготовительного этапа

  • Подготовлена программа реализации (приложение 1) и план работы по проекту на 1997-98 учебный год (приложения 2).
  • Подготовлены и распространены через ГУНО и ГороНО информационное письмо (приложение 3) и анкеты (приложение 4) для организации конкурса школьных команд среди школ города и края.
  • Создана комиссия по отбору пилотных школ, которая рассмотрела заявки и анкеты городских и краевых школ (приложение 5), а также провела второй очный тур конкурса среди городских школ (окончательный список пилотных школ - приложение 6).
  • Подготовлены и распространены договора (приложение 7) и письма пилотным школам (приложение 8).
  • Создана проектная команда для подготовки и реализации программ курса переподготовки педагогов, члены команды подписали оглашение о совместной работе (приложение 9).
  • Проведен ряд семинаров проектной команды, а также семинары с представителем британского партнера Т.Торпа (программа визита - приложение 10) по разработке модели курса переподготовки (краткие протоколы семинаров в приложении 11).
  • В результате семинаров разработаны общие требования к преподаванию курсов (приложение 12), а также общая концепция переподготовки (приложение 13).

Основные результаты первого учебного года

  • В декабре 1997 года, апреле и июне 1998 года были проведены три сессии для школьных команд. Сессии проводились на выезде и проходили в интенсивной форме (программы сессий - приложения 14 - 16). Был подготовлен ряд курсов в соответствии с общей концепцией переподготовки (краткие описания курсов - приложения 17). Наиболее важным содержательным курсом сессий является курс "Проектирование", на котором школьные команды разрабатывают проекты моделей гражданского образования для собственных школ с учетом их особенностей, условий и проблем. Для реализации этих моделей к работе подключены другие учителя пилотных школ, не участвующие непосредственно в выездных сессиях. Состав некоторых школьных команд был изменен в связи с переходом педагогов на другую работу. Кроме того команды краевых школ не смогли участвовать в дальнейшей работе по причине отсутствия финансирования на местах и были заменены командами школ г. Железногорска.
  • В период между сессиями было проведено три промежуточных семинара для школьных команд:
    5 - 9 января. Школьные команды рассказали о ходе работы над созданием модели гражданского образования в их школах, о возникающих при этом трудностях и способах их разрешения. Перед участниками семинара выступил Марк Ханнингтон (Университет штата Гавайи, США) с лекцией "Проблемы гражданского образования в США".
    19 февраля. На семинаре была продолжена работа по курсу "Проектирования". Участники семинара доложили о результатах проведенной аналитической работы в собственных школах.
    26 марта. Проведены два семинара: для учителей и для администраторов. Семинары являлись завершающими занятиями по курсам "Ведение переговоров" (для администраторов) и "Как работать вместе" (для учителей). Участники рассказали о собственном опыте применения знаний, методов и техник полученных ими на первой сессии.
    21 мая. Проведены два семинара: для администраторов и для учителей. Семинары являлись завершающими занятиями по курсам "Ведение переговоров" (для учителей) и "Скрытые реальности школы" (для администраторов)
  • Для обеспечения содержательного развития учителей и разработки проектов команд пилотных школ создан российско-британский методический центр. Центр создан на базе одной из пилотных школ (школа "Универс") при поддержке Красноярского регионального центра развития образования и имеет статус краевого. Официальное открытие методического центра состоялось 5 января 1998 года. К открытию центра был подготовлен рекламный буклет. В методическом центре собраны материалы по различным аспектам гражданского образования в России, Великобритании и США. На базе центра проводятся семинары проектной команды, встречи школьных команд, консультирование педагогов, участников проекта.
  • По итогам работы участники семинаров получили сертификационные удостоверения (приложение 18).

Основные результаты промежуточного этапа

  • В сентябре 1998 г. проведен семинар проектной команды, на котором с учетом пожеланий слушателей были внесены коррективы в работу семинаров (приложение 19), а также составлен план работы на 1998-1999 учебный год (приложение 20).
  • По итогам проведенных сессий подготовлен доработанный вариант программ курса переподготовки.
  • Разработаны новые программы курсов "Возрастной подход в гражданском образовании", "Гражданское образование: теория и практика", "Интерактивные методы преподавания" (краткие описания курсов - приложения 21).
  • Подготовлено информационное письмо и анкеты для проведения конкурса школьных команд (приложение 22).
  • Проведено обсуждение поступивших заявок (список школ - приложение 23), очная встреча с представителями команд и окончательное утверждение списка пилотных школ и школьных команд (приложение 24).

Основные результаты второго учебного года

  • В ноябре 1998 года, январе, феврале и марте 1999 года были проведены четыре выездных сессии для школьных команд (программы сессий - приложения 25 - 28). Благодаря хорошо организованной подготовительной работе и рекламе проекта состав школьных команд второго года был намного удачнее, чем в первом. Многие команды возглавлялись директорами школ, что обеспечивало мощную поддержку работе педагогов в промежутке между сессиями, помогало подключать к разработке школьных проектов других учителей и администраторов школ.
  • Проведено два межсессионных семинара-консультации для школьных команд три промежуточных семинара для школьных команд:
    17 декабря. Проведены два семинара: для учителей и для администраторов. Семинары являлись завершающими занятиями по курсам "Правовое пространство школы" (для администраторов) и "Как работать вместе" (для учителей).
    22 января. На семинаре была продолжена работа по курсу "Проектирования". Участники семинара доложили о результатах проведенной аналитической работы в собственных школах, о возникающих при этом трудностях и способах их разрешения.
  • По итогам работы участники семинаров получили сертификационные удостоверения (приложение 29).
  • В декабре 1998 г., январе и марте 1999 г. проведены двухдневные семинары для пилотных школ первого года обучения. На семинарах школьные команды рассказывали о ходе реализации своих проектов, обсуждали возникающие проблемы, делились опытом. В последнем семинаре (29-30 марта) приняли участие также представители пилотных школ второго года обучения.
  • Российские педагоги, участники проекта, посетили Великобританию, где познакомились с существующей системой гражданского образования в английских школах (приложение 30).
  • И.Д. Фруминым сделан доклад "Российско-британский проект "Переподготовка педагогов для реализации программ гражданского образования в Красноярском крае" на четвертой тьюторской конференции в г. Томске.
  • В марте 1999 г. проведен выездной ознакомительный семинар для школ Октябрьского района г. Красноярска. (программа семинара - приложение 31)

Дополнительные результаты:

  • Подготовлена и издана книга для учителей гражданского образования "Теория и практика демократического образования" (автор - И.Д.Фрумин).
  • Участники проекта приняли участие в V конференции по педагогике развития, проходившей в городе Красноярске с 23 по 25 апреля 1998 года. Были сделаны следующие доклады:
    Петрова Н.А. "Планирование образовательных результатов с учетом индивидуальных особенностей учащихся"
    Ходос Е.А. "Конструирование знаний: образовательные эффекты курса "Теория знаний"
    Литвинцева Л.А. "Динамика представлений о себе как эффект курса "Введение в социальные проблемы"
    Пригодич Е.Г. "Выделение групп лидеров, аутсайдеров как эффект некоторых образовательных практик на примере проекта "Школьный Сенат".
    Дорохова А.В., Шеходанова И.О. "Проектировочная работа учащихся в рамках преподавания курса человековедения".
    Башев В.В., Игумнова Л.И. "Результаты реализации проекта подростковой школы"
  • Члены проектной группы участвовали в международной конференции "Гражданское образование в информационный век", как соорганизаторы конференции, содокладчики и участники мастерских.
  • Разработанные участниками проектной команды курсы "Ведение переговоров и разрешение конфликтов", "Проектирование", "Критическое мышление" были использованы в июне 1998 г. в программе повышения квалификации муниципальных служащих.
  • На базе методического центра в сентябре 1998 г. были проведены районные семинары по гражданскому образованию для учителей Октябрьского и советского районов г. Красноярска.
  • В методическом центре с января 1998 г. по апрель 1999 г. получили консультации и работали с литературой и методическими материалами 327 педагогов школ г. Красноярска и Красноярского края.
  • Подготовлены материалы для сборника "Школьные проекты гражданского образования".
  • Подготавливается сборник материалов по курсу "Ведение переговоров и разрешение конфликтов", а также по курсу "Скрытые реальности школы"
  • Подготавливается общегородская программа "Развитие гражданского образования в школах", в которой будут использованы материалы проекта

Основные результаты двухлетней работы

  • Созданы и апробированы программы двухлетнего цикла переподготовки школьных команд (приложение 32).
  • Двухлетнюю переподготовку прошли 30 педагогов
  • Годичную подготовку прошли 45 педагогов
  • В краткосрочных семинарах приняли участие 67 педагогов
  • Создана проектная команда. способная продолжить работу по апробированным программам
  • Создан методический центр по гражданскому образованию для работы педагогов пилотных школ и других учителей города и края
  • В создана сеть пилотных школ (12 школ г. Красноярска и 2 школы г. Железногорска), в которых реализуются собственные оригинальные проекты по гражданскому образованию (приложение 33)..

Возникшие проблемы

Проблемы первого года работы были связаны, прежде всего, с созданием целостной программы годовой переподготовке, осмыслением целей и задач всего проекта и проводимых курсов для школьных команд. Сказывался и недостаток опыта подобной работы у отдельных членов проектной команды и отсутствие подобных разработок в российской практике. Во многом работа на этом этапе осложнялась недостаточной информированностью администрации школ, участвовавших в конкурсе. Информированностью о целях и задачах, как самого проекта, так и в целом, гражданского образования. Наиболее сложным оказалось построение курса "Проектирование" так, чтобы школьные команды смогли к концу года выполнить поставленную задачу: написать собственный проект гражданского образования в конкретной школе.

Многие трудности первого года работы удалось разрешить, благодаря изменениям, внесенным в общую программу переподготовки, а также благодаря более организованной системе отбора пилотных школ на второй год обучения. В результате школьные команды второго года уже сейчас, хотя учебный год и переподготовка еще не завершены, имеют практически готовые тексты проектов.

По-прежнему сохранились проблемы, связанные с недостаточным финансированием пилотных школ на местном уровне (из-за чего некоторые школьные команды не смогли продолжить работу в проекте), с отсутствием в школах необходимых материалов и техники.

Работа, которая была проделана за два года, во многом инициировала и организовала работу пилотных школ, как над реализацией созданных проектов, так и над дальнейшим участием в семинарах, конференциях, проектах по гражданскому образованию. В этой ситуации очень важным было бы продолжение начатой работы, постоянное взаимодействие школ друг с другом, включение в эту деятельность новых школ. Но для этого, в свою очередь, необходима определенная поддержка школьных команд.

Данные внутренней и внешней оценки

В течение двух лет реализации проекта регулярно проводилось анкетирование участников переподготовки, а также совместные итоговые обсуждения в конце каждого семинара, позволяющие изучить мнения участников, их ожидания от курса, предложения и замечания (приложения 32-34). Подводя общий итог, можно сказать, что слушатели не просто дали высокую оценку работе семинаров, их организации, содержанию и формам работы. Для нас прежде всего важно, что слушатели высказывали замечания и пожелания, которые помогали нам в осуществлении дальнейшей работы, а это значит, что они ощущали себя настоящими участниками проекта.

Наша проектная группа, в свою очередь, отмечая трудности и проблемы, перечисленные выше, считает, что работа в проекте позволила создать новые программы и курсы, приобрести опыт проведения подобных семинаров. Наиболее важным является то, что созданные программы могут использоваться как по отдельности, так и в целой системе сессий и семинаров, и эта система может реализовываться в дальнейшем после завершения проекта.

Высокую оценку работе проекта дали также представители краевого образования и независимых общественных организаций.

Распространение результатов

  • Использование созданной программы переподготовки, а также отдельных блоков и курсов на других семинарах.
  • Реализация в школах собственных проектов, обмен и использование опыта других школ, дальнейшее взаимодействие.
  • Включенность (на уровне общей информации, ознакомления) других школ города.
  • Создание общегородской программы "Развитие гражданского образования в школах"